Как османы овладели Константинополем

Как турки захватили Константинополь

29 мая 1453 года Константинополь, столица многовековой Византийской империи, пал. Султан Мехмед II выполнил своё угрожающее обещание: его войскам было позволено три дня безнаказанно грабить великий город. Так завершилась агония «Второго Рима», продолжавшаяся на протяжении нескольких столетий.

Империя-призрак

К моменту прихода к власти султана Мехмеда II Византия уже превратилась в тень своего былого величия. Её существование стало напоминать бесконечную агонию. Череда династических конфликтов, усугублённых натиском внешних врагов, истощила страну.

Смертельный удар был нанесён в 1204 году, когда крестоносцы захватили и разграбили Константинополь. Хотя город позже восстановился, вернуть себе былое могущество он не смог. К XV веку большая часть знати тайно поддерживала турков, а среди населения распространилось паламитское учение, которое проповедовало отстранение от мирских дел. Принятие Флорентийской унии, подчиняющей православную церковь Риму, стало последней роковой ошибкой, лишившей империю внутренней поддержки.

Захватчик или преемник?

Мехмед II, чьи шансы на трон когда-то были минимальными, воспринимал себя не просто как завоевателя, а как наследника византийских императоров. Он даже принял титул «Kaiser-i-Rum» — Цезарь Ромеев. Якобы он был последним из династии Комнинов, когда-то свергнутой. По преданию, его предок эмигрировал в Анатолию, где принял ислам и связал себя узами брака с княжной сельджукской. Вероятнее всего, это была лишь легенда, оправдывающая завоевание, но не без оснований – Мехмед II родился на европейской стороне, в Андрианополе.

Главные качества русского солдата, которых боялись противники

На самом деле, у Мехмеда была довольно сомнительная родословная. Он был четвёртым сыном наложницы Хюма Хатун. Тем не менее, ему удалось стать султаном, и теперь оставалось только узаконить своё происхождение. Завоевание Константинополя навсегда укрепило за ним статус великого легитимного правителя.

Дерзость Константина

В ухудшении отношений между византийцами и турками был виноват сам Константин XI – император Константинополя. Воспользовавшись трудностями, с которыми столкнулся султан в 1451 году – восстаниями правителей непокорённых эмиратов и волнениями в собственных войсках – Константин решил продемонстрировать своё равенство перед Мехмедом. Он направил к нему послов с жалобой на то, что обещанные суммы на содержание принца Орхана, заложника при константинопольском дворе, до сих пор не выплачены.

Принц Орхан был последним живым претендентом на трон вместо Мехмеда. Послам следовало осторожно напомнить об этом султану. Когда посольство достигло султана — вероятно, в Бурсе — Халиль-паша, принявший их, был смущён и разгневан. Он достаточно хорошо знал своего господина, чтобы представить, какова будет его реакция на подобную дерзость. Однако сам Мехмед лишь холодно пообещал рассмотреть этот вопрос по возвращении в Адрианополь. Его не затронули оскорбительные и пустые требования византийцев. Теперь у него был повод нарушить данное слово не вторгаться на византийскую территорию.

Убойные пушки Мехмеда

Судьбу Константинополя определила не ярость османских солдат, которые два месяца атаковали город, несмотря на явное численное превосходство. У Мехмеда был другой козырь. За три месяца до осады он получил мощное оружие от германского инженера Урбана, которое «пробивало любые стены». Известно, что длина пушки составляла около 27 футов, толщина стенки ствола — 8 дюймов, диаметр жерла — 2,5 фута. Пушка могла стрелять ядрами весом около тринадцати центнеров на расстояние примерно в полторы мили. К стенам Константинополя пушку тянули 30 пар быков, а ещё 200 человек поддерживали её в устойчивом положении.

Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий