
Имя Степана Супруна когда-то было известно по всей стране. Легендарный летчик-испытатель, он стал первым, кто получил звание Героя Советского Союза дважды. Вторую «Золотую Звезду» он получил посмертно, и этому горькому награждению чуть не помешала гитлеровская пропаганда, распространившая слух о его пленении. Только личное распоряжение Сталина — выяснить судьбу героя любой ценой — позволило восстановить справедливость.
Лeтчик из Канады
Судьба Степана Супруна была необычной с самого начала. В 1907 году он родился в крестьянской семье в селе Речки, а в шесть лет вместе с родителями уехал на заработки в Канаду. После революции в России юный Степан вступил в Лигу молодых коммунистов в Виннипеге. В 1925 году семья Супрунов вернулась в СССР.
Именно здесь проявился его талант. В 1929 году Супрун стал частью Красной Армии и быстро нашел свое призвание. После окончания школы военных летчиков он начал работать летчиком-испытателем в НИИ ВВС. Супрун сразу зарекомендовал себя как смелый и невероятно талантливый пилот, освоив 140 типов самолетов, и его мнение часто оказывалось решающим при оценке новой авиационной техники.
Пeрвый дважды Гeрoй
Даже став депутатом Верховного Совета СССР в 1937 году, Супрун не мог отказаться от полетов. Он продолжал испытывать самолеты и стремился в реальные боевые действия. Его мечта осуществилась во время командировки в Китай для борьбы с японскими оккупантами. Как упоминает Борис Бородин в книге «Помощь СССР китайскому народу», Супрун, летая на истребителе И-16, который считался дневным, показал себя как мастер ночного боя, сбив 6 вражеских бомбардировщиков.
«Купальники запрещены»: чем немецкие бани шокируют русских
В 1940 году Степану Супруну было вручено звание Героя Советского Союза. В дальнейшем ему суждено было стать первым в истории дважды Героем. Однако во второй раз Супрун был удостоен этой награды уже посмертно. Степан Павлович погиб в самом начале Великой Отечественной войны 4 июля 1941 года, когда командовал 401-м истребительным полком особого назначения. Как пишет Александр Осокин в своей книге «Великая тайна Великой Отечественной», уже на следующий день гитлеровская пропаганда распространила слух о том, что Супрун якобы добровольно сдался в плен. Поэтому Сталин отдал указание разобраться и установить истину.
Версии гибели
Александр Осокин утверждает: специалистам удалось выяснить, что в начале июля 1941 года в штаб дивизии пришел мирный житель, который нашел в лесу неподалеку от белорусского поселка Крупки личные вещи Степана Супруна: значок депутата Верховного Совета, Звезду Героя, а также оружие и поврежденные огнем документы. Тем не менее тело самого летчика или обломки его самолета тогда не были обнаружены. По официальной версии, Супрун погиб в бою с четырехмоторным бомбардировщиком FW-200. Однако Дмитрий Дегтев, Юрий Борисов и Дмитрий Зубов, авторы книги «»Ишак» против мессера», утверждают, что такие самолеты не использовались на Восточном фронте, а МиГ-3 Супруна, вероятнее всего, был сбит с земли.
Что касается останков Степана Супруна и его боевой машины, то, по словам Ивана Гриченко и Николая Головина, авторов издания «Подвиг: документальные очерки о Героях Советского Союза», все это было найдено лишь летом 1960 года благодаря местным жителям, сотрудникам толочанского военкомата и стараниям родного брата летчика. В том же году прах Степана Супруна был перевезен в Москву и захоронен на Новодевичьем кладбище. А в музее города Сумы до сих пор можно увидеть бронеспинку от самолета, на котором летал Супрун.
«Революция» автомата Калашникова: зачем патрон 7,62 заменили на 5,45
Роль Шелленберга: что за неё получил О
Фото: russian7.ru







