«Без ноги, но с головой»: о чем адмирал Иван Исаков обратился к Сталину накануне своей смерти

«Без ноги, но с головой»: о чём адмирал Иван Исаков попросил Сталина перед смертью

Октябрь 1942 года под Туапсе едва не стал финальной главой в судьбе одного из самых выдающихся флотоводцев СССР — адмирала Ивана Исакова. С тяжелыми ранениями и развивающейся гангреной он был доставлен в госпиталь лишь через два дня. Уверенный, что его дни сочтены, Исаков написал прощальное послание Сталину. Ответ вождя и дальнейшие события обросли легендами советского военно-морского флота.

«Зараженный» страстью к морю

Настоящее имя адмирала — Ованес Тер-Исаакян. Он появился на свет в 1894 году в армянском селе Аджикенд и рано остался без отца. Ключевую роль в его жизни сыграл дядя, Петр Лауэр, инженер по профессии, но моряк по призванию. Именно он, как отмечает историк Владимир Рунов, смог «заразить» племянника любовью к морю, затмив его юношеские увлечения литературой и театром.

Слушаясь родных, Исаков поступил в Санкт-Петербургский Технологический институт, но, проучившись всего лишь год, последовал зову своей души. Он оставил учебу и зачислился в гардемаринские классы, чтобы стать военно-морским офицером. Уже в мае 1917 года мичман Исаков начал свою службу на эсминце «Изяслав».

Его карьера стремительно развивалась. К началу Великой Отечественной войны он занимал вторую позицию в руководстве ВМФ, будучи заместителем наркома Военно-Морского флота с 1938 года, а в 1940 году получил звание адмирала. В его обязанности входила координация действий Балтийского и Черноморского флотов, а также нескольких военно-морских флотилий.

«Буду продолжать бить врага!»

Когда на Кавказе возникла напряженная ситуация, Сталин, к которому, кстати, Исаков всегда испытывал симпатию, решил назначить адмирала заместителем командующего Северо-Кавказским фронтом. Как пишет Анатолий Митяев, автор издания «Книга будущих адмиралов», к сентябрю 1942 года враг занял почти весь Новороссийск и пытался пробраться через горы в Туапсе. В решающий момент боя прибыли сам командующий Иван Тюленев и его заместитель Исаков. Очевидно, присутствие начальства сыграло свою роль, так как врага удалось оттеснить за перевал. Однако адмирал получил серьезное ранение: крупный осколок снаряда попал ему в левую ногу.

Санитары медсанбата оказали раненому первую помощь, но в остальном они были бессильны: требовалась срочная операция. С большим трудом и только спустя два дня Исакова доставили в Сочи. Однако к этому времени у Ивана Степановича развилась гангрена. Он считал, что жить ему осталось недолго, поэтому, как утверждает Николай Кузнецов, автор книги «Адмирал Советского флота», ненадолго придя в себя, адмирал продиктовал обращение Сталину. Исаков попросил вождя назвать его именем эсминец. «Буду продолжать бить ненавистного врага!» — писал Иван Степанович.

Голова и имя адмирала Исакова

Вскоре поступил ответ от вождя. Сталин пожелал адмиралу скорейшего выздоровления и, кстати, пообещал выполнить его просьбу. И произошло чудо: Иван Исаков действительно начал поправляться. Однако, как утверждает Сергей Ткаченко, автор книги «Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941-1942», он все же лишился левой ноги. Когда встал вопрос об ампутации, Исаков сказал: «Спасите мне голову!». Примечательно, что именно умственные способности Ивана Степановича ценил и Сталин. «Настоящий адмирал! – говорил Иосиф Виссарионович. – Умница, хоть и без ноги, но с головой!».

Лечение оказалось продолжительным. К службе на флоте Иван Исаков вернулся только в 1945 году. До конца своих дней его преследовали боли, но чудесное исцеление подарило адмиралу еще двадцать пять лет жизни. Так как Исаков остался жив, его имя не появилось на борту ни одного эсминца. Тем более, что, как пишет Владимир Рудный в своей книге «Долгое, долгое плавание», Иван Степанович считал недопустимым называть корабли в честь живущих личностей. Однако позже одно из отечественных судов все же получило имя «Адмирал Исаков».

Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий