
«Он был удивительным человеком с выдающимися способностями… Полагаю, в военной среде не каждое десятилетие появляются такие яркие, талантливые личности», — так отзывался о командарме Иерониме Уборевиче генерал-полковник А.П. Покровский. Маршал Жуков именовал его «непревзойденным наставником» и значительным специалистом в военном деле. Судьба этого военачальника стала символом как нераскрытого потенциала Красной Армии, так и трагедии 1937 года.
Путь наверх
Биография Уборевича (1896–1937) является ярким примером «социального лифта» раннесоветского времени. Сын литовского крестьянина, в восемь лет уже работавший и пасший скот, он благодаря своим выдающимся способностям успешно окончил реальное училище с золотой медалью, учился в Петроградском политехническом институте и с отличием завершил Константиновское артиллерийское училище.
Полет Юрия Гагарина: что в нем пошло не так
Участие в Первой мировой войне в звании подпоручика окончательно сформировало его революционные взгляды. Вступив в партию большевиков в 1917 году, он за время Гражданской войны сделал стремительную карьеру — от командира полка до высших должностей в РККА. Он успешно сражался на Северном фронте против интервентов, на Южном — против Добровольческой армии, а его действия в Одесской операции помогли остановить наступление белых на Москву.
В 1935 году, в возрасте 39 лет, Уборевич был удостоен высшего воинского звания — командарм 1-го ранга. Он считался одним из самых образованных военных теоретиков, особенно после 13 месяцев стажировки в Германии, куда его направил лично Сталин.
Неожиданный крах
Уборевич по праву считался одним из лучших экспертов германской армии и призывал строить РККА по образцу рейхсвера. Исследователь С. Е. Лазарев высказывает мнение, что Сталин даже мог рассматривать Уборевича как возможную замену К.Е. Ворошилову.
Тем не менее, именно его непримиримое противостояние наркому обороны СССР Ворошилову, близость к маршалу М. Н. Тухачевскому и утрата авторитетной поддержки после кончины благоволившего ему сталинского соратника Г. К. Орджоникидзе сыграли роковую роль в судьбе высоко поднявшегося командарма. Попавший под следствие вместе с другими фигурантами дела Тухачевского, Уборевич был исключен из партии, уволен из армии и помещен под арест. Командарм категорически отрицал свое участие в контрреволюционных организациях, однако в ходе следствия дал признательные показания. Архивные документы по делу Тухачевского свидетельствуют о том, что признания были получены под пытками.
Согласно обвинительному вердикту, все фигуранты дела Тухачевского были признаны участниками антисоветской троцкистской военной организации, целью которой был насильственный захват власти. Их обвиняли в преступном сотрудничестве с германским Генштабом, разработке плана поражения РККА в борьбе с германской и польской армиями, подготовке терактов против членов Политбюро ЦК ВКП(б) и советского правительства и последующего вооруженного захвата Кремля. 12 июня 1937 года Уборевич и другие обвиненные военачальники были расстреляны. В 1957 году, после XX съезда, все «тухачевцы», включая Иеронима Уборевича, были реабилитированы, а дело закрыто «за отсутствием состава преступления».





