
1 декабря 1934 года выстрелы в коридоре Смольного, которые унесли жизнь первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) Сергея Кирова, стали началом «Большого террора». Хотя убийца, Леонид Николаев, был известен сразу, настоящие причины и обстоятельства этого преступления остаются предметом горячих споров среди историков.
Хроника покушения
Примерно в 16:30 1 декабря Киров вошел в Смольный. Его охранник, Михаил Борисов, по неясным причинам остался позади. В пустом коридоре, у дверей кабинета второго секретаря, Николаев произвел три выстрела в затылок Кирова. Услышавшие выстрелы сотрудники выбежали из кабинетов и увидели, как Николаев пытался покончить с собой, но был обезоружен.
Это убийство, совершенное с необъяснимой легкостью в здании, охраняемом НКВД, породило три главные версии, каждая из которых определяла политический курс страны на многие годы.
«Троцкистский заговор»
Эта версия, выдвинутая самим Сталиным, стала официальной и привела к волне репрессий. Уже 2 декабря Сталин лично допрашивал Николаева. Вскоре было заявлено о разоблачении «ленинградского центра» во главе с Григорием Зиновьевым и Львом Каменевым.
Николаев и 13 других обвиняемых были приговорены к высшей мере наказания наскоро организованным судом и расстреляны в ту же ночь. Телохранитель Кирова Борисов погиб при загадочных обстоятельствах по пути на допрос — его грузовик резко затормозил, и он вылетел на мостовую.
Ни Зиновьев, ни Каменев не имели доступа в Смольный. «Без помощи лиц, обладавших властью, сделать это вообще было невозможно, потому что все подходы к Смольному охранялись, а особенно охранялся подъезд, которым пользовался Киров. Организовать это могли лишь те, кому был доступен вход в данный подъезд». (Н.С. Хрущев)
Так Хрущев обозначил вторую версию.
«Сталинский заказ»
XX съезд стал основой для повторного расследования смерти Кирова. Хрущев не открыто обвинил Сталина в заказе на убийство, но, по словам министра иностранных дел Молотова, «зерно было брошено».
«Хрущев намекнул, что Кирова убил Сталин. В 1956 году была создана комиссия. Человек двенадцать разных изучали множество документов, ничего против Сталина не нашли… Они пришли к выводу, что Сталин не причастен к убийству Кирова». (В.М. Молотов).
Было опрошено более 3000 человек. Некоторые свидетельства косвенно подтверждали «сталинскую версию». Одно из них — начальника Ленинградского областного управления НКВД Медведева, который за два года до расстрела – в 1935-ом – сказал своему родственнику Дмитрию Сорокину: «Если останешься жив, запомни: идейный вдохновитель убийства — Сталин, исполнители — Ягода и Запорожец».
Но зачем Сталину было убивать Кирова? Он, казалось, к нему благоволил. Называл братом.
«Всем старым членам партии было хорошо известно, что на XVII съезде Киров был единогласно избран тайным голосованием в члены ЦК. Сталин же прошел далеко не единогласно. Среди чекистов тогда ходили слухи, что против Сталина голосовали не 11 человек, как было официально объявлено, а называли приблизительную цифру около 200». (М. П. Шрейдер. НКВД изнутри. Записки чекиста. 1995 г.).
Киров был харизматичным лидером, трибуном. Народ любил Кирова и верил в него. Ягода боялся Кирова. Киров готовил на должность наркома НКВД СССР Берию. Какие выводы напрашиваются?
1. Киров стал опасным конкурентом для Сталина. Вождь всегда опасался мятежного Ленинграда.
2. Ягода понимал, что если пост Генсека займет Киров, ему придется оставить место председателя ОГПУ.
«Банные девы»: чем они занимались в русской парной
Таким образом, на вопрос – кому смерть Кирова была выгодна – вторая версия вроде бы дает ответ. Однако даже американский советолог из Гарвардского университета Адам Улам нашел ее «несостоятельной». Так как Сталин не доверял Ягоде и вряд ли сделал бы его исполнителем своего «заказа». Улан уверен, что «сталинская версия» была удобна Хрущеву.
«Хрущев отказался публиковать результаты расследования 1956 года — это не
Фото: russian7.ru