
В фильмах шпиона выдают, когда он в бреду начинает кричать на родном языке, как радистка Кэт в «Семнадцати мгновениях весны». На самом деле контрразведка — это гораздо более приземленная сфера. Провалы происходят не из-за мелких ошибок, а вследствие системных сбоев, человеческих слабостей и предательства.
Предатели сдают всех
Серьезнейший удар по разведке наносит не внешний противник, а свой собственный агент, который перешел на сторону врага. Яркий пример — случай с Элизабет Бентли, раскрывающей осенью 1945 года всю американскую агентурную сеть в СССР.
Эта женщина с безупречным родословием — один из ее предков подписал Декларацию независимости США — в 1930-е годы увлеклась левыми идеями. Через любовь к профессору-антифашисту в Италии, а затем и к одному из основателей Компартии США, советскому нелегалу Якову Голосу, она пришла в разведку. С 1938 года Бентли, известная под псевдонимами «Умница» и «Мирна», стала важным звеном связи.
Похороны в СССР: во сколько они обходились гражданам
Все изменилось после смерти Голоса в 1943 году. Потеря возлюбленного погрузила Бентли в депрессию и алкоголизм. Москва, справедливо опасаясь за ее психологическое состояние, начала постепенно отстранять ее от работы. Восприняв это как предательство и личную трагедию, Бентли встретилась с самим Эдгаром Гувером. Она назвала ФБР 150 имен, включая 37 высокопрофильных чиновников. Ее свидетельства на слушаниях в Конгрессе и на процессе Розенбергов нанесли советской разведке серьезный ущерб, на восстановление которого потребовались годы.
Мальчики, ведите себя прилично!
Советский фольклор знает как минимум три причины, по которым советские разведчики раскрываются: 1) они на ходу застегивают ширинку; 2) неправильно завязывают галстук; 3) когда пьют чай, зажмуривают один глаз — привыкнув к тому, что чайная ложка не вынимается из чашки, что недопустимо на Западе.
Разумеется, уровень самоконтроля кадровых разведчиков высок, и они не допускают мелких ошибок. Тем не менее именно нарушение норм поведения приводило к неудачам. Множество из них попались за неблаговидные поступки, раскрытие которых могло бы повлечь эвакуацию в СССР, конец карьеры или даже судебное разбирательство. В итоге сотрудничество с западными спецслужбами становилось альтернативой.
Часто причиной провала становилось увлечение алкоголем. Например, Геннадий Вареник, «корреспондент ТАСС», оказался в неприятной ситуации из-за пьянства, как и дипломат Андрей Кулак, во время службы в США.
«Многоходовочка»: как Берия «свалил» Ежова
Не менее распространенной причиной провала становились интимные связи. Олег Гордиевский, будучи студентом МГИМО, во время стажировки в Дании побывал в публичном доме, без разрешения посетив Швецию. За границей спецслужбы не подняли шум, позволив перспективному кадру развиваться. Владимир Резун, капитан ГРУ, более известный как Виктор Суворов, был замечен за повышенным интересом к женщинам, и МИ-6 в Швейцарии устроила для него «медовую ловушку», засняв на скрытую камеру любовные утехи. Некоторые были пойманы на гомосексуализме, что каралось уголовной ответственностью согласно советским законам.
Безудержная игра в карты или частые посещения казино также приводили к провалу. Разведчиков подводила и элементарная жадность. Николай Чернов, технический специалист ГРУ, завысил расходы на $200, подделав накладную с помощью владельца, и в следующий раз его в том же магазине ждали сотрудники ФБР.
Сергей Моторин, сын секретаря томского
Фото: russian7.ru