
Война — это не только атаки и контратаки. Глубоко в тылу, на недавно освобожденных от врага территориях, ежедневно совершали свой подвиг бойцы, чья работа практически не отражалась в сводках Совинформбюро и почти никогда не попадала в списки на награждение. Это были военнослужащие похоронных команд, которым выпала тяжелая задача — предавать земле павших товарищей.
Похоронные команды
Еще в марте 1941 года был подписан приказ, определяющий порядок захоронения с воинскими почестями. Однако в условиях хаоса отступлений 1941-1942 годов осуществить его было практически невозможно. Армия отступала, и хоронить погибших было некому и некогда.
Ситуация изменилась с наступлением Красной Армии. Но даже тогда о полноценной организации похоронных команд по штату не могло быть и речи — в них всегда наблюдалась катастрофическая нехватка кадров. Как отмечают ветераны, например, Константин Сомов и художественная литература («Жизнь, иль ты приснилась мне…» Владимира Богомолова), небольшие группы из 4-6 человек могли за день проводить захоронение до 200 погибших.
«Многоходовочка»: как Берия «свалил» Ежова
Работа была тяжелой. Нехватка элементарного снаряжения, включая средства защиты от трупного запаха, психологическое давление и огромные физические нагрузки — всё это делало службу в похоронных командах одним из самых сложных испытаний войны.
Награждения “похоронщиков”
Медали и ордена должны были не только увековечить память о подвиге человека, но и служить примером для других. Именно поэтому члены похоронных команд практически никогда не награждались. Советское руководство не считало, что эта тяжелая работа заслуживает наград. Нередко даже сами солдаты высказывались о них довольно нелестно, что в основном связано с частыми случаями мародерства среди “похоронщиков”.
Известный российский поисковик Сергей Мачинский в работе “Долг. Похоронная команда” рассказывает об одном ветеране, который служил в похоронной команде. По окончании войны на его груди была только одна медаль “За отвагу”. При этом это скорее исключение из правил, так как подобные награды членам похоронных бригад вручались крайне редко.
Порядок награждения
До начала Великой Отечественной войны орденами и медалями награждали очень редко, поэтому каждый подобный случай рассматривался Верховным Советом. С началом войны, когда геройство стало “повсеместным и обыденным”, эту обязанность переложили на командиров, которые должны были вести учет награжденных с последующей передачей этой информации высшим органам власти.
Похороны в СССР: во сколько они обходились гражданам
В отличие от современных уставов, военные документы тех лет почти не содержали информации о порядке награждения. Фактически было только одно условие: награда вручалась командиром в присутствии состава воинского подразделения, в котором служил солдат.
Нередко даже эти правила частично игнорировались, например, среди сослуживцев в строю могло быть всего три человека, включая самого награждаемого – военное время не всегда позволяло соблюдать формальные требования.
Награждаемый традиционно отвечал “Служу Советскому Союзу” – этот ответ пришел на смену фразе “Служу трудовому народу” в 1937 году.
Что говорили членам похоронных команд при награждении
Командир, который вручал награду, традиционно называл звание и имя награждаемого, после чего следовала заслуга, благодаря которой он получает награду. Например, для упомянутой медали “За отвагу!” произносили следующее: “За личное мужество и отвагу, прояв
Фото: russian7.ru







