«Холодное лето 53-го»: каким образом заключенные установили «порядок» в Советском Союзе

«Холодное лето 53-го»: как заключенные навели «порядок» в СССР

В конце марта 1953 года, всего через несколько недель после кончины Иосифа Сталина, Советский Союз потрясла невероятная новость. По инициативе Лаврентия Берии была объявлена одна из самых масштабных амнистий в истории страны. Это событие стало началом периода, который в народной памяти остался как «холодное лето 53-го». Массовый выход на свободу уголовных преступников коренным образом изменил общественную и культурную жизнь государства.

Реформа или необходимость?

За этим шагом стояло не случайное милосердие, а расчетливый подход. К началу 50-х годов пенитенциарная система ГУЛАГа, разросшаяся при Сталине, переживала серьезный кризис. Как подчеркивал историк Моше Левин, при жизни вождя любые реформы были невозможны — система была «замумифицирована». Берия, стремясь взять ситуацию под контроль, действовал незамедлительно: уже 28 марта в «Правде» был опубликован указ, согласно которому на свободу вышло более 1,2 миллиона человек. Параллельно ГУЛАГ был передан в ведение Министерства юстиции, что ознаменовало начало его значительной реорганизации.

Неожиданный либерал

В политическом контексте того времени амнистия стала для Берии козырем в борьбе за власть, что позволило ему представить себя сторонником «радикального либерального поворота». Для многих современников словосочетание «либерал Берия» звучало как злая ирония. Имя одного из главных организаторов репрессий, по чьей инициативе была составлена та самая «записка» по расстрелу польских офицеров в Катыни, неожиданно стало ассоциироваться с смягчением режима.

Записка Дмитрия Колесникова: почему послание капитана с погибшего «Курска» засекретили

В своей объяснительной записке Лаврентий уточнил, что из 2 526 402 заключенных ГУЛАГа лишь 221 435 человек являются «особо опасными государственными преступниками». Он также распустил Особое совещание при министре внутренних дел СССР. Отныне никто не мог быть осужден без решения суда.

Криминал на прогулке

Амнистия 1953 года охватывала всех осужденных на срок до пяти лет; осужденных за должностные, хозяйственные и военные преступления; беременных женщин; женщин с детьми до 10 лет (и такое было в тюрьмах), а также несовершеннолетних до 18 лет. Указ также касался мужчин старше 55 лет, женщин старше 50 лет и тяжело больных. В итоге было освобождено 1 201 606 человек, которых отпустили в «никуда» — программу социальной адаптации разработать не успели.
Вместе с невиновными на свободу вышла вся уголовная «шушера» — бывшие воры, насильники, которым повезло «влететь» на короткий срок. И вся эта толпа направилась в Москву и на юг. Криминогенная обстановка в СССР стала критической. Милиция не могла справляться с разгула преступности, престиж правоохранительных органов упал до нуля. Некоторые города, например, Улан-Удэ или Магадан, полностью перешли под контроль бывших заключенных, став «горячими точками». Власти призывали граждан забаррикадировать окна и не выходить на улицу. По утрам приходилось собирать трупы ограбленных и убитых ночью. В Улан-Удэ и Казани перебросили дополнительные армейские части.

Темный замысел Берии

Такие неожиданные последствия амнистии породили слухи, что Берия изначально планировал выпустить только уголовников, и, спровоцировав волну насилия, учредить «жесткий режим». Однако здесь проявился недосмотр НКВД. Многие настоящие преступники не смогли быть осуждены на долгий срок из-за недостатка необходимых доказательств.

Черная неблагодарность: как «вьетнамские товарищи» мешали советским советникам во время войны с США

При Берии не было целенаправленного освобождения криминальных авторитетов. Это подтверждается текстом Указа об амнистии, согласно которому лица, осужденные за бандитизм и умышленные убийства, не имели права выйти на свободу.

< Фото: russian7.ru

Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий