
В годы после войны в удаленных лесах неподалеку от Новосибирска развернулась история, удивительно схожа с сюжетом о Тарзане и Джейн. Главным героем стал не вымышленный персонаж, а реальный человек — Марк Гурский, который дезертировал из Красной Армии в 1943 году.
Лесное царство отшельника
Убегая с фронта (по другим сведениям — первоначально избегая призыва), Гурский нашел укрытие в Убинском районе. Он не полностью разорвал связь с цивилизацией: поддерживал контакты с родственниками в селе Крещенском, но жил отдельно, в уединенной тайге на реке Тартас. Как отмечал в 1991 году журналист Евгений Доброхотов, ссылаясь на старожила Николая Вдовина, беглец соорудил в лесу несколько скрытых избушек и землянок, став искусным промысловиком.
«Он был человеком с ловкостью и могучей силой. Вооруженный лишь ножом, он выходил победителем из схватки с медведем», — такие истории ходили о нем среди местных жителей.
Черная неблагодарность: как «вьетнамские товарищи» мешали советским советникам во время войны с США
Его владения простирались на десятки километров. Гурский вел кочевой образ жизни, перемещаясь между укрытиями в зависимости от истощения ресурсов. Он ловил рыбу, охотился, собирал дикоросы и даже создал небольшие огороды, где выращивал картошку. Существенной помощью для него стало оборудование с упавшего самолета (предположительно, американской «Аэрокобры»). Авиапулемет он адаптировал для охоты на крупного зверя, а с помощью динамо-машины провел электричество в одну из изб. Чтобы скрыть следы крушения, он тщательно замаскировал самолет мхом.
Голос плоти
Несмотря на сильный страх дезертира перед властями, время от времени он все же наведывался в деревню, где обменивал добытое мясо на необходимые вещи и продукты. Однако завести знакомства с женщинами во время этих вылазок Гурский, очевидно, не успевал. Тем не менее его естественные потребности с годами становились все более настойчивыми. Охотник не испытывал голода, и его организм требовал своего. Поэтому, встретив однажды на лесной тропе девушку, ушедшую за грибами, Гурский силой увел её к себе и сделал сожительницей. Дорога до землянки заняла несколько суток. Дезертир вел свою пленницу только по ночам, чтобы она не запомнила маршрут. По одной из версий, похищенная все же сбежала от Гурского. По другой — дезертир сам отпустил беременную девушку в деревню, чтобы она родила там, понимая, что не сможет воспитать ребенка в тайге.
Возвратившаяся из леса женщина привлекла внимание милиции. Дело в том, что за её предполагаемое убийство уже успели посадить одного из местных парней. После того как стражи порядка выведали у «воскресшей» девушки, где находится землянка похитителя, была организована экспедиция по поимке таежного жителя, и в итоге его привели в деревню Лисьи Норки.
«Когда Тарзана доставили в деревню, местные жители были сильно удивлены. Сам рыжий, волосы на голове и бороде длинные, одет в звериные шкуры — настоящий Робинзон», — вспоминал Николай Вдовин.
Мнения о дальнейшей судьбе Марка Гурского сильно различаются. Одни утверждали, что он отсидел положенный срок, другие — что по истечении срока давности дело о дезертирстве возбуждать не стали. Удивленные способностями мужчины выживать в тайге, деревенские жители предложили ему стать бригадиром охотников. Гурский согласился, но ненадолго. Вскоре он уехал в Красноярский край, где снова обосновался в тайге, уже не прячась от людей. Взял ли он с собой девушку и ребенка — неизвестно.







