
В начале Афганской войны у моджахедов существовала поговорка: «Мы не боимся русских. Мы боимся их вертолетов». Устрашающие Ми-24 и штурмовики Су-25 действительно внушали им страх. Однако вскоре возникла гораздо более опасная угроза, которая породила слухи о почти мистической «армии призраков» — советском спецназе.
Невидимая армия
Как упоминает в своей книге «ОСНАЗ» историк Владимир Воронов, в Афганистане действовал целый ряд спецподразделений от ГРУ, КГБ и МВД. Легендарные группы «Кобальт», «Каскад» и другие оперативные отряды создавали у противника ощущение, что он сражается с невидимой, но повсеместной силой.
Душманы путались в названиях и не могли понять, чем один «спецназ» отличается от другого. Их поражала способность этих отрядов за сутки преодолевать огромные расстояния и наносить удары в самых неожиданных местах. Как вспоминал командир «Каскада» Александр Лазаренко, у захваченных моджахедов часто складывалось впечатление, что против них сражается целая армия спецназовцев.
Не числом, а умением
Парадокс заключался в том, что общее количество бойцов спецподразделений никогда не превышало 3000 человек. Тем не менее их эффективность была колоссальной. После объединения в 1985 году их основной задачей стал контроль границы и уничтожение караванов с оружием, поступающим из Пакистана.
Как отмечал журналист Эдуард Жирарде, наблюдавший за их действиями, они действовали «быстро, бесшумно и смертоносно». Для полевых командиров встреча со спецназом была равносильна смерти. За один рейд в декабре 1985 года было уничтожено свыше 80 моджахедов, а в мае 1987 года — уже 187, при минимальных собственных потерях.
Самая жестокая преступница в истории: что творила датчанка Дагмар Овербю
Ярким примером их доблести стал бой 30 ноября 1984 года. Группа из 23 бойцов «Каскада» попала в засаду, организованную пакистанским спецназом «Черные аисты», которым командовал не кто иной, как будущий террорист №1 Усама бен Ладен. «Каскадеры» отбивались всю ночь, дождались авиаподдержки и уничтожили 372 нападавших, захватив их арсенал.
Нестандартные решения в нестандартных ситуациях
Советские спецназовцы оказались прекрасно подготовленными к антипартизанской войне в горных условиях. Жара или холод, голод и лишения не пугали бойцов. Они действовали уверенно и находили выход даже из самых необычных ситуаций. Приборы ночного видения и оружие с ночными прицелами, глушители и радиоуправляемые минные поля – все эти высокотехнологичные средства причиняли моджахедам немалый урон. Но и более простые методы оказались весьма эффективными.
Как вспоминает командир спецгруппы, лейтенант Егиазаров, настоящим сюрпризом для душманов стало МПЗ (малозаметное препятствие), а в народе – «путанка». В дополнение к минным полям бойцы установили на подступах проволочное заграждение, напоминающее по виду пружинный матрас. Нога противника, попавшая в МПЗ, уходила внутрь, а вот вытащить ее обратно становилось уже проблематично. Нападавшие просто застряли в проволоке, где их и перестреляли бойцы подразделения.
Мусульманские батальоны
Готовясь к войне на чужой территории – в горах и с враждебно настроенным местным населением – советское командование сформировало ряд подразделений из среднеазиатских республик: казахов, узбеков, таджиков, киргизов, уйгуров и тюрков. Внешне они не отличались от местного населения Афганистана, владели языками, хорошо знали обычаи и были привычны к климатическим условиям. Все это делало их не только отличными бойцами, но и прекрасными разведчиками.
В то время как для моджахедов вербовка русскоязычных европейцев была настоящей проблемой. Кроме того, несмотря на вероисповедание, представители мусульманских батальонов оказались морально устойчивыми и отказывались переходить на сторону «воинов Аллаха» даже под угрозой смерти.







