
Советские грузовики ЗИЛ стали неотъемлемым символом своей эпохи, активно использовавшимися на стройках и предприятиях. Однако среди них была уникальная модификация, о которой знали немногие и которую редко видели. Низкопрофильный, широкий и исключительно быстрый грузовик резко выделялся на фоне обычной техники. Благодаря своему необычному дизайну он получил народное прозвище «Чебурашка».
Рождение городской легенды
С момента своего появления на улицах Москвы в 1960-х годах этот ЗИЛ сразу же стал предметом слухов. Его уникальная конструкция порождала самые разнообразные теории. Наиболее распространенной была версия, что автомобиль использовался для транспортировки секретных грузов по подземным правительственным маршрутам.
Также ходили слухи, что данная модификация ЗИЛа применялась в качестве броневика для спецподразделений. Это якобы подтверждалось закрытым кузовом и откидными бортами для быстрой высадки десанта.
В любом случае, основным доводом в пользу «секретности» была удивительная для грузового автомобиля скорость. Он с лёгкостью развивал более 100 км/ч, что вызывало восторг у водителей обычных машин.
Элитный автозаправщик
На самом деле, назначение этой машины было гораздо более обыденным, но не менее интересным. «Чебурашка» была разработана для решения конкретной логистической задачи — обеспечения топливом правительственных лимузинов.
С появлением представительских автомобилей ЗИС-110 возникла непредвиденная проблема: они требовали высокооктанового бензина А-72, в то время как большая часть автопарка страны использовала более доступный А-66. Найти дефицитное топливо было сложно даже в Москве, не говоря уже о поездках руководства в другие города.
Для сопровождения лимузинов на испытаниях и в рабочих поездках потребовался мобильный заправщик. Однако обычный бензовоз не мог угнаться за скоростными ЗИСами. Инженерам было поручено создать автомобиль, способный поддерживать высокую скорость в колонне.
Технически «Чебурашка» представлял собой гибрид. За основу брали шасси от ЗИС-115, на которое устанавливали кабину от ЗИЛ-157 и специальный деревянный кузов. Такая конструкция позволяла машине разгоняться до 140 км/ч.
Автозаправщик постоянно улучшался. В 1980 году его оснастили 300-сильным двигателем и кабиной от армейского ЗИЛ-131. Это повысило его максимальную скорость до рекордных для грузовика 170 км/ч.
Важно отметить, что «Чебурашки» не были серийной продукцией. Каждый экземпляр собирался индивидуально и, в соответствии со своим статусом, обладал комфортабельным салоном.
Закат проекта
В 1990-е годы, в период экономического кризиса, завод ЗИЛ попытался коммерциализировать уникальную разработку. Однако расчёты показали, что даже в упрощённом варианте грузовик оставался слишком дорогим для массового рынка. В то же время государственные заказы на подобную технику прекратились, что и определило судьбу проекта. Выпуск легендарного «гоночного» бензовоза был окончательно остановлен.
Фото: russian7.ru







