
В начале XX века в России возникла сложная система преступного мира. На высших ступенях этого темного Олимпа находились не обычные бандиты, а истинные мастера своего дела — шниферы. Это была элита воровского сообщества, специалисты по взлому, перед которыми не могли устоять ни самые надежные двери, ни самые крепкие сейфы.
Кто такие «шниферы»?
В первом словаре русского криминального жаргона, выпущенном в 1908 году авантюристом Василием Трахтенбергом, шнифер характеризовался как «высший класс «домушников», занимающихся лишь крупными кражами». Это были не просто воры, а настоящие инженеры преступного мира. Они не боялись ни сложнейших взломов, ни многочасовых подкопов.
Позже, в 1925 году, в секретном словаре «Блатная музыка», созданном для чекистов, термин «шнифер» раскрывался еще шире: ночной вор, взломщик несгораемых касс, специалист по кражам с проломом стен и отмычкой.
Существует мнение, что Трахтенберг при создании своего известного сборника воровских жаргонизмов использовал «Инструкцию полицейским урядникам» (1894 год), в которой Департамент МВД Российской империи отмечал необычное явление – российский уголовный мир начал активно применять «еврейскую «блатную музыку». Таким образом, сам термин «блатная музыка», как и «шнифера», «кодла» (в иврите это слово звучит аналогично и означает «подобно нищим») и другие словосочетания фени были упомянуты в ведомственных циркулярах царской полиции задолго до выхода словаря Трахтенберга.
Известные шнифера «старой школы»
В сборнике Валерии Пименовой «Уголовный розыск. Петроград – Ленинград – Петербург», основанном на архивных данных МВД РФ, есть глава «Охота за «шниферами», в которой описывается, как чекистам удалось в первой половине 20-х годов нейтрализовать банду питерских взломщиков сейфов, которые грабили государственные и частные учреждения. Лидером этой группы был Жоржик Черненький (Георгий Александров), а главным «вскрывателем» выступал Григорий Краузе – «шнифер», известный еще царской полиции.
Взломщики подбирали ключи или отмычки для входных дверей, а если это не удавалось, пробивали потолок и проходили через него. Они могли также пробить пол, попадая в комнату с сейфом из подвала или сделать проем в стене соседнего здания. Кооперативы, ювелирные магазины, Электрический и Судостроительный тресты, предприятие «Ленинградтекстиль» и другие учреждения – на этих объектах «шниферы» каждый раз вскрывали сейфы менее чем за 50 минут. Им удалось украсть свыше 168 тысяч рублей – значительная сумма по тем временам.
Нинель Кулагина: какие эксперименты ставили советские ученые на «девушке-телекинетике»
Преступников удалось выявить и задержать благодаря отчасти сохранившейся полицейской картотеке с дореволюционных времен и активному участию эксперта-криминалиста угро Алексея Салькова, который работал в «органах» еще при Николае II.
Жоржик Черненький, расстрелянный в 1925 году в Крестах, в свое время вскрывал любые сейфы за 35 минут и считался легендой российского воровского мира.
Андрей Константинов в своем «Бандитском Петербурге» писал, что одним из самых известных «шниферов» 90-х годов XIX века был некий Гришка Армянин, которому впоследствии удалось «отмыть» деньги, полученные преступным путем, открыв рыбные промыслы. Лев Шейнин в «Записках следователя» упоминал Казимира Ястржембского-Шульца (из-за травмированного глаза его прозвали Адмиралом Нельсоном), который в десятые годы ХХ века успешно вскрывал «наинадежнейшие» немецкие сейфы в Нижнем Новгороде и Самаре. О дальнейшей судьбе Нельсона известно лишь то, что в СССР он стал совслужащим. Информация о том, чем занимался Казимир Ястржембский-Шульц при совет
Фото: russian7.ru