Обезглавленный Варшавский договор: тайна гибели четырех министров обороны

Обезглавленный Варшавский договор: тайна смерти 4 министров обороны

В истории Холодной войны есть эпизоды, которые по сей день вызывают интерес. Один из них — таинственная серия смертей высших военных лидеров стран Варшавского договора в 1984-1985 годах. В течение года ушли из жизни четыре министра обороны, среди которых был влиятельный маршал СССР Дмитрий Устинов. Эта странная последовательность событий породила теорию о целенаправленной ликвидации военной элиты социалистического блока.

Судьбоносная цепочка

Все началось с кончины 76-летнего Дмитрия Устинова в декабре 1984 года. Советский министр обороны, известный своей железной стойкостью, внезапно скончался после загадочной болезни, возникшей после учений «Щит-84» в Чехословакии. По словам кремлевского врача Евгения Чазова, у маршала развилась вялотекущая пневмония, осложненная заражением крови и отказом внутренних органов.

Всего через месяц, 15 января 1985 года, умирает 65-летний министр национальной обороны ЧССР Мартин Дзур — также участник тех же учений. Официальной причиной смерти стала «долгая и тяжелая болезнь».

Гофман и Олах

Две другие загадочные смерти произошли спустя 11 месяцев. 2 декабря 1985 года скончался 75-летний министр национальной обороны ГДР, Хайнц Гофман, а через две недели, 15 декабря — министр обороны Венгрии, генерал Иштван Олах. По некоторым данным, в обоих случаях отмечались симптомы, схожие с теми, что ранее наблюдались у Дзура и Устинова. Синхронность смертей военных руководителей ОВД вызвала разговоры о «длинных руках» ЦРУ. Технически это могло быть осуществлено через заражение министров каким-то не поддающимся лечению вирусом, разработанным в лаборатории.

Почему Ленин отдал Польше Западную Украину и Западную Белоруссию

Запад и социалистический лагерь в то время находились в остром противостоянии из-за ситуации в Польской народной республике, которая начала «штормить» в начале 1980-х. Движение «Солидарность» угрожало свергнуть социалистическую власть в любой момент. Вслед за этим по принципу домино могли «поплыть» и другие режимы Восточной Европы.

Устинов считался сторонником жестких мер в отношении Польши и имел репутацию «самого сталинского министра». Ортодоксальные коммунистические взгляды разделяли и трое других внезапно ушедших из жизни руководителей. По мнению академика Александра Яковлева, некоторое время армейское руководство ОВД задумывалось о возможности осуществления военного переворота в социалистическом лагере с установлением военного положения. Разумеется, такая перспектива вызывала опасения в США, которые боялись усиления стратегического противника.

Критика теории заговора

В противовес теории заговора более рационально настроенные исследователи объясняют смерть министров естественными причинами. По их мнению, коммунистическая элита Восточной Европы состояла из «геронтократов», которые удерживались за свои позиции до самой смерти. Уже в 1980 году в СССР началась так называемая «пятилетка пышных похорон». Первым из членов Политбюро в возрасте 76 лет скончался председатель Совета министров, Алексей Косыгин. За ним последовали Брежнев, Андропов, Суслов. Таким образом, похороны Устинова и его коллег лишь дополнили этот список. Однако сторонники этой версии игнорируют тот факт, что Дзур и Олах были не слишком старыми людьми (первому было 65 лет, а второму — 58).

«Бумер»: кто были прототипы главных героев фильма

Почему в СССР не было клещевого энцефалита

Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий