
В истории СССР есть моменты, которые напоминают сюжет фантастического фильма. Одним из таких случаев является операция по ликвидации огромного газового факела на месторождении Урта-Булак в Узбекистане, где для устранения проблемы впервые в мире использовали подземный ядерный взрыв.
Ад на земле
1 декабря 1963 года при бурении на месторождении Урта-Булак произошла авария. Сильный выброс газа с сероводородом вспыхнул, образовав гигантский факел высотой с 20-этажное здание. Температура у основания пламени достигала 1500°C, не позволяя подойти ближе чем на 250 метров. Буровая вышка обрушилась, а защитные конструкции были уничтожены.
Три года попыток потушить огонь оказались безрезультатными. Артиллерийские обстрелы, взрывы обычных зарядов — ничто не помогало. Свидетель событий Камиль Мангушев вспоминал: «Это была мертвая раскаленная земля… Стаи перелетных птиц, привлеченные светом, сгорали в огненной пляске смерти». Факел стал настолько важным ориентиром, что его включили в авиационные карты маршрутов в Юго-Восточную Азию.
Заряд для Брежнева
Когда традиционные методы исчерпали свои возможности, ученые предложили радикальное решение — подземный термоядерный взрыв. Задача была поручена Конструкторскому бюро №11 (ныне Российский федеральный ядерный центр в Сарове), которое уже имело опыт в промышленном применении ядерных зарядов.
Черная неблагодарность: как «вьетнамские товарищи» мешали советским советникам во время войны с США
Сотрудники КБ уже занимались исследованием применения ядерного оружия в мирных целях. Именно они в 1965 году осуществили первый советский промышленный термоядерный взрыв. Перед началом работ Камиль Мангушев консультировался с ведущими специалистами атомной отрасли, среди которых был и президент Академии наук физик Мстислав Келдыш. Тщательно изучив проблему, ученые пришли к выводу, что потушить газовый фонтан можно исключительно с помощью подрыва термоядерного заряда, чтобы он перекрыл канал скважины под землей.
С одной стороны, этот подход казался безопасным – рядом с горящей скважиной находилась безлюдная пустыня. С другой стороны, неподалеку расположены города Туркменабад, Каган, Каракуль и Караул-Базар, а в 200 км — густонаселенный областной центр Бухара, один из древнейших и красивейших городов Узбекистана и Центральной Азии. Тем не менее, было принято решение пойти на риск. Личное одобрение даты подземного взрыва дал Брежнев: 30 сентября 1966 года. На тот момент факел горел уже 1074 дня.
Сам ядерный заряд создавали в Сарове под руководством начальника лаборатории КБ-11 Владимира Лебедева. За подрыв отвечала специально сформированная комиссия под управлением министра «среднего машиностроения» (так секретно называли атомную промышленность) Ефима Славского. В установленный срок на глубину полутора тысяч метров по наклонной штольне был доставлен ядерный заряд мощностью 30 килотонн – в два раза больше, чем американская бомба «Малыш», взорванная над Хиросимой. Из-за близости факела и высокой температуры заряд приходилось постоянно охлаждать. В итоге, под землей прогремел взрыв. Чтобы пламя полностью исчезло, потребовалось всего полминуты! Взрыв сместил слои породы и закрыл ими газовую скважину. Факел был ликвидирован.
Успех на Урта-Булаке высоко оценили в советском правительстве. Камиль Мангушев и его коллеги были удостоены Государственной премии, а разработанный ими метод тушения решили применять в дальнейшем для борьбы с крупными пожарами на других газовых месторождениях. Всего через полтора года таким образом был потушен аварийный газовый факел на месторождении Памук (снова в Узбекистане), а в 1972 году – на Майском месторождении в Марыйской области Туркмении.
«Революция» автомата Калашникова: зачем патрон 7,
Фото: russian7.ru







