
Судьбы близких тех, кто в СССР считался изменниками Родины, развивались трагично и по-разному. Для многих это стало неожиданным ударом, некоторые не справились с позором и давлением, а кого-то государство, удостоверившись в их непричастности, оставляло в покое.
Семья Виктора Беленко
В 1976 году летчик Виктор Беленко совершил побег в Японию на истребителе МиГ-25П. Официальная советская пропаганда представила этот случай как вынужденную посадку, а пилота — как жертву. Чтобы подтвердить эту версию, мать и жена Людмила Беленко были вынуждены выступить на постановочной пресс-конференции, где плачущие женщины заявляли о невиновности Виктора. Журналистам запрещали задавать вопросы.
Согласно данным зарубежных авторов, отношения в семье были напряженными: Беленко почти не общался с матерью, а жена якобы хотела развода. Сама Людмила позже утверждала, что открытых репрессий со стороны спецслужб не было, но причины поступка мужа так и остались для нее загадкой.
Родные Владимира Резуна
Бывший сотрудник ГРУ Виктор Суворов (настоящее имя — Владимир Резун), который бежал в Великобританию в 1978 году, говорил, что его родным в СССР «пришлось расплачиваться за его поступки». В одном из интервью он утверждал, что в качестве компенсации купил брату квартиру, а родителям и тестю дважды организовывал поездки в Англию. Эти данные не имеют независимого подтверждения, и, учитывая спорный характер многих заявлений самого Резуна, могут быть поставлены под сомнение.
Жена Гордиевского не осталась с ним
Бывшего полковника Первого главка КГБ СССР, завербованного в середине 80-х ЦРУ и работавшего на британскую разведку, за пределами страны называли самым крупным советским «кротом» после Пеньковского. В интервью Севе Новгородцеву, заочно приговоренный на родине к расстрелу предатель Гордиевский говорил, что в начале имущество у оставшейся в Москве жены Лейлы (она сама из семьи работников КГБ) и двух дочерей хотели конфисковать, но позже это решение было отменено.
«Ева согрешила раньше, чем Адам»: кто на самом деле был его отцом Каина
Лейла с детьми спустя 6 лет приехала к Гордиевскому в Лондон, однако жить с ним не стала, вскоре подала на развод и вернулась домой. По версии самой Гордиевской, озвученной в интервью «Радио Свобода», инициатором развода был КГБ. По ее словам, за семьей Лейлы все время следили спецслужбы, а бывшую жену Гордиевского регулярно вызывали на допросы.
Супругу Пеньковского не трогали
Полковника ГРУ Олега Пеньковского, также завербованного британской разведкой в 60-х годах, в СССР долгое время считали символом предательства, так как он нанес серьезный урон своим шпионажем. По информации «АиФ», спецслужбы проверяли жену Веру и дочь предателя Марию, убедившись в их неведении относительно действий мужа и отца, и в дальнейшем не преследовали. Вера изменила фамилию на Гапович и сменила место жительства, а Мария позже работала в одном из подразделений КГБ.
Наталья Толкачева отсидела
По информации еще одного предателя, бывшего генерал-майора КГБ Олега Калугина, жена «самого богатого советского шпиона» Адольфа Толкачева (за сотрудничество с ЦРУ в 70-х – 80-х годах инженер Толкачев получил свыше 700 тысяч рублей и 2 миллиона долларов на зарубежных депозитах), работала вместе с ним (Калугиным) в КГБ, и после разоблачения мужа ее осудили за измену родине. В 90-х Наталью Толкачеву освободили (муж был расстрелян). Существуют различные версии касательно судьбы зарубежных денег, полагавшихся Адольфу Толкачеву. Официальный представитель ЦРУ Пол Редмонд не подтвердил информацию о том, что они были возвращены семье расстрелянного инженера.
Леонгина Шевченко покончила с собой
Аркадий Шевченко, в 70-х годах — зам. Генсека ООН, самый известный советский дипломат-перебежчик за время «холодной войны». Семьи Шевченко и министра иностранных дел СССР Андрея Громыко были близкими друзьями. Ж
Фото: russian7.ru







