
В ноябре 1975 года Балтийское море стало местом событий, которые едва не стали причиной крупной трагедии. Офицер-политработник Валерий Саблин захватил новейший противолодочный корабль «Сторожевой», чтобы… обратиться к советскому народу с телевизионной речью. Эта история, больше напоминающая сценарий политического триллера, закончилась авиационным ударом по собственному кораблю.
Портрет бунтовщика замполита
Валерий Саблин был не просто офицером, а потомственным моряком и преданным, почти фанатичным коммунистом. Он искренне верил в идеи Маркса и Ленина и болезненно воспринимал, по его мнению, отступление партии от ленинских принципов. Его брат вспоминал, что еще в начале 1960-х Саблин написал письмо Хрущеву с предложением пересмотреть партийный устав. Поступок в духе декабристов был для него характерен: он стремился «разобраться, что происходит в стране» и исправить её недостатки.
Лучший корабль Балтийского флота
Накануне 58-й годовщины Октябрьской революции боевые корабли краснознаменного балтийского флота вошли в устье реки Даугавы. 7 ноября они приняли участие в зрелищном военно-морском параде. Особенно выделялся новый противолодочный корабль «Сторожевой». Характеристики этого боевого судна впечатляют: скорость 32 узла, автономность 30 суток, экипаж из 190 человек. Вооружение включает ракетный противолодочный комплекс «метель», 2 зенитно-ракетных комплекса «оса», 2 артиллерийских установки, 2 торпедных аппарата и 2 реактивные бомбометные установки.
90-60-90: как эти «габариты» стали эталоном женской красоты
«Сторожевой» оказался самым отмеченным кораблем на этом параде. Он проходил боевую службу в Атлантике и Средиземном море, два месяца патрулировал прибрежные воды Кубы. Экипаж этого корабля считался одним из лучших в балтийском флоте. «Матросы были очень подготовленные. Полгода мы находились на боевой службе, и, в целом, можно было доверить морякам многое, в частности рулевой был блестящим исполнителем моих приказов», отмечает Николай Новожилов, который в 1975 году был старшим помощником капитана БПК «Сторожевой».
Николай Новожилов, который в то время был помощником капитана корабля, 8 ноября был отпущен к семье. О произошедшем на борту он узнал лишь глубокой ночью, когда его вызвали в штаб. Сообщение было следующим: замполит Саблин поднял бунт и захватил корабль. Новожилов подчеркивает, что отношение матросов к замполиту было не слишком положительным, и причины, по которым они пошли за Саблиным, остаются неясными.
После парада «Сторожевой» должен был отправиться на «отдых». Так как корабль был снят с боевого дежурства, боеприпасы отправили на склады. На борту не осталось ничего, кроме личного стрелкового оружия. Согласно уставу, военный корабль, выходя на «отдых», должен был сдать оружие на береговой склад, за исключением артиллерийских запасов.
Начало бунта на корабле
Вечером 8 ноября замполит Саблин устроил для матросов киносеанс, показывая фильм «Броненосец «Потемкин». За час до начала сеанса был арестован командир корабля, Анатолий Потульный. Замполит просто запер капитана в каюте, словно в тюрьме. Пока матросы смотрели фильм о бунтовом корабле, Саблин писал письмо родным. В нем он выражал сомнения, что родители могут осудить его поступок. Однако он хотел разбудить народ от политической спячки, так как считал, что это бездействие пагубно сказывается на всех аспектах жизни общества. Родители Саблина получили письмо только после трагедии, поэтому повлиять на решение сына они не успели.
Когда письмо было завершено, Саблин собрал офицеров и сообщил о своем намерении. Он обманул офицеров, заявив, что капитан Потульный поддерживает его. И хотя капитан был единственным, кто имел положительное отношение к Саблину, Валерий знал, что Потульный не
Фото: russian7.ru






