
В современном обществе обнаженное тело стало элементом поп-культуры, однако в Средневековье публичная нагота была совершенно неприемлема. Ярким исключением из данного правила стала секта адамитов, члены которой, стремясь к духовному очищению, отвергали не только одежду, но и социальные нормы.
Возвращение в Эдем
Адамиты, или адамиане, проповедовали восстановление состояния невинности первых людей — Адама и Евы. Они опирались на строки из Книги Бытия: «были наги и не стыдились», а также на апокрифическое Евангелие от Фомы, где Иисус говорит ученикам: «Когда вы обнажитесь и не застыдитесь… тогда [увидите] Сына того, Кто жив».
Из этих текстов последователи делали радикальный вывод: одежда является символом грехопадения и преградой между человеком и Богом. Поэтому свои молитвенные собрания они проводили совершенно обнаженными, стремясь восстановить «райскую» невинность. В дополнение к наготе, они также проповедовали общность имущества и естественность чувственных отношений.
Адамиты Средневековья и Нового времени
Основателем секты считается александрийский философ-гностик Карпократ, который жил во II веке нашей эры. Адамиты позиционировали себя как «благочестивые, любящие Бога». Они полагали, что первые люди были чистыми и невинными, не знавшими плотского греха. В подражание им члены общины адамитов появлялись обнаженными, по крайней мере, на своих собраниях.
Такое поведение, разумеется, привлекло к ним преследования со стороны властей и церкви. Их обвиняли в разврате и в том, что они проводят оргии на собраниях. Однако, судя по всему, ничего подобного не практиковалось: наоборот, распутство среди членов секты осуждалось, ведь в раю Адам и Ева были безгрешны. Вот что писал об адамитах Епифаний Кипрский: «А если бы показалось, что кто-нибудь, как и говорят это, подвергся падению, то его уже не принимают в собрание, ибо говорят, что он — Адам, вкусивший от древа, и осуждают его на изгнание как бы из рая, то есть из своей церкви».
Так или иначе, учение адамитов было отнесено к ересям. В «Панарионе» — списке, состоявшем из 80 христианских ересей, изданном примерно в 378 году, они заняли 52-е место.
Голландская экспедиция 1799 года: как британцы предали русских солдат
У адамитов были и более поздние последователи. В XIV веке в Болгарии возникла секта «богомилов», имеющая адамитскую направленность.
В 1418 году из Пикардии пришел человек, называвший себя Пикардом, сыном Бога и Адама. Путешествуя по Германии и Богемии, он будто бы творил множество чудес и завоевал много последователей, которых называли пикартами, а также адамитами. В основном они принадлежали к числу таборитов – радикального движения гуситов, протестовавшего против распространения католицизма.
В феврале 1421 года пикартов изгнали из Табора. Они основали свою резиденцию на небольшом острове на реке Лужнице недалеко от замка Пршибенице.
Пикарты-адамиты утверждали, что они – ангелы Божьи и братья Иисуса Христа. Они соблазняли местных женщин, проповедуя тем самым возврат к первобытному состоянию.
Учение адамитов также получило распространение в Германии. Конфессия называлась «Общество свободного духа».
Средневековые адамиты отрицали семью, частную собственность и отвергали официальную церковь и её обряды.







