
«Завещание Ленина» — одна из самых таинственных и дискуссионных страниц в истории Советского Союза. Этот документ, который должен был указать направление партии после смерти лидера, продолжает вызывать горячие споры: был ли он полностью опубликован, все ли тексты действительно принадлежат Ленину и что скрывалось в его последних, пропавших записях?
Что узнала партия и что от нее скрывали
В декабре 1922 — январе 1923 годов, находясь уже в тяжелом состоянии и частично парализованным, Ленин продиктовал ряд текстов, ставших известными как его политическое завещание.
Некоторые из этих статей, касающихся общих вопросов социалистического строительства, были опубликованы сразу. Однако наиболее важные и сенсационные документы — «Письмо к съезду» с резкими оценками ближайших соратников (включая известное предложение об отстранении Сталина с поста Генсека), а также работы о национальной политике и Госплане — были скрыты в архивах и стали известны только в 1956 году, уже после разоблачения культа личности Сталина.
Странности в напутствиях Ленина
Даже те историки, которые не сомневаются в авторстве Владимира Ленина, считают, что его «Завещание» не было опубликовано в полном объеме. Так, Евгений Гусляров в своей книге «Ленин в жизни» приводит слова публициста Николая Валентинова, который описывал, как уже больной Ильич по какой-то причине ездил в Совнарком. С ним была его сестра, Мария Ульянова. По ее воспоминаниям, Ленин что-то искал в своем кабинете, и, не найдя, впал в конвульсии. По возвращении в Горки для Ленина вызвали врача, которому Мария Ильинична и рассказала эту историю. Однако Крупская попросила доктора забыть все, что сказала Ульянова, чтобы не распространился слух о том, что «какие-то письма и документы у него (Ленина) украдены».
«Дело дураков»: сколько невиновных было расстреляно за преступления маньяка Чикатило
Между тем это не единственная аномалия, связанная с «Завещанием Ленина». Например, Эдвард Радзинский, автор книги «Сталин. Жизнь и смерть», считает странным тот факт, что Ленин в письме потребовал «перемещения Сталина с поста Генсека» и при этом не указал имя того, кто должен был его заменить. Кроме того, Ильич, выражая в письме опасения насчет Сталина, на самом деле выставил его как наиболее подходящего кандидата, поскольку о других он отозвался еще менее лестно. Радзинскому также кажется подозрительным, что вождь уделил слишком мало внимания вопросам экономики.
Утраченная часть
Как впоследствии выяснилось, экономике были посвящены последние записи Владимира Ильича, которые так и не были опубликованы. Если верить Илье Каверину, автору книги «Николай Бухарин. Перед судом истории…», их обнаружил художник Анненков, который после смерти Ленина работал в институте имени вождя. По словам Анненкова, работа представляла собой рекомендации о том, как «обмануть глухонемых». «Глухонемыми» Ильич называл западных капиталистов, и на это у него были основания. Дело в том, что НЭП, в который многие искренне верили, а также фиктивное разделение правительства и партии, восстановление отношений с другими странами, по мнению Ленина, были частями плана обмана «глухонемых».
Зарубежные бизнесмены должны были проглотить ложную наживку и нацелиться на советский рынок. Таким образом Ленин рассчитывал получить от «буржуев» не только необходимые товары, но и средства, которые должны были пойти на формирование и содержание армии. Именно этот план обмана глухонемых, вероятно, и был, по мнению Эдварда Радзинского, частью «Завещания Ленина», и именно эти записи не удалось найти в кабинете Ильича. Более того, незадолго до своей смерти Мария Ульянова упомянула, что политическое завещание вождя «так и не дошло до партии». Что она имела в виду, так и осталось тайной.







