
В событиях, связанных с передачей Крымской области Украинской ССР в 1954 году, официальная советская пропаганда изображала картину общего одобрения. Однако за этой кажущейся единодушностью скрывалась одна-единственная личность, осмелившаяся выступить с протестом. Это был Павел Иванович Титов, чья непоколебимая позиция обернулась для него потерей карьеры, но позволила навсегда запечатлеть его имя в истории.
От железнодорожников к партийным лидерам
Павел Титов родился в 1907 году в семье рабочего-железнодорожника. Ранняя кончина отца вынудила 16-летнего Павла занять его место на железной дороге, чтобы поддерживать семью. Трудовая закалка и активная жизненная позиция открыли ему путь в партию. Карьера молодого коммуниста стремительно развивалась: работа в Чкаловской и Свердловской областях, Высшая партийная школа, и наконец, в 1949 году — выборы на пост первого секретаря Крымского обкома ВКП(б).
На этом посту Титов проявил себя как активный и инициативный руководитель. Как отмечает Анатолий Терещенко в книге «Русь – неделимое будущее», именно Титов, будучи делегатом XIX съезда КПСС, предложил Иосифу Сталину вернуть региону его историческое название — Таврическая область. Вожак признал эту идею интересной, но внезапная смерть и сопротивление второго секретаря обкома Дмитрия Полянского оставили этот вопрос нерешенным.
«Щедрый жест» Хрущёва и единственный голос против
С приходом Никиты Хрущёва к власти судьба Крыма была уже предрешена. Инициатива по передаче региона Украинской ССР, формально приуроченная к 300-летию Переяславской рады, на самом деле являлась политическим решением нового лидера.
Как вспоминал Георг Мясников, второй секретарь Пензенского обкома, в Крыму состоялась встреча Хрущёва с местными руководителями. Дмитрий Полянский с восторгом поддержал предложение первого секретаря, назвав его гениальным. Павел Титов занял принципиально иную позицию. Он открыто заявил, что такая стратегически важная территория не должна покидать состав РСФСР.
Ямантау: почему эта гора считается самой секретной в России
Однако мнение Титова на самом деле никого не волновало. Все уже было решено. 25 января 1954 года состоялось заседание Президиума ЦК КПСС под руководством Георгия Маленкова, на котором был утвержден проект соответствующего указа. Виктор Баранец в своей книге «Спецоперация «Крым 2014»» подчеркивает, что решение о передаче Крыма Украине было принято почти единогласно. Единственным, кто осмелился выступить против, стал Павел Титов. Указ и законы «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» были подписаны Климентом Ворошиловым.
Последствия выступления и дальнейшая судьба
Павел Иванович Титов за свою позицию по вопросу передачи Крыма УССР был уволен с занимаемой должности. Его место, как нетрудно догадаться, занял более покладистый Дмитрий Полянский. Титова, лишившегося также депутатского мандата Верховного Совета СССР, отодвинули подальше. Павел Иванович был переведен в заместители министра совхозов СССР по кадрам, а чуть позже стал заместителем министра сельского хозяйства СССР. До конца своей профессиональной карьеры Титов продолжал занимать даже не второстепенные, а третьестепенные роли.
Последним постом Титова стал заведующий Организационно-инструкторским отделом Управления делами Совета министров СССР. В 1969 году Павел Иванович был отправлен на заслуженный отдых, став, впрочем, пенсионером союзного значения. Титов продолжал работать и на пенсии, служил в Министерстве внешней торговли, где занимался кадрами. Он ушел из жизни в возрасте 82 лет в 1990 году. Павел Иванович Титов, не доживший до окончательного распада Советского Союза, был похоронен на Головинском кладбище столицы. Дмитрий Полянский, который, по мнению Георга Мясникова, благодаря событиям с передачей Крыма, достиг успеха, покинул этот мир примерно в том же возрасте, что и Титов, только в 2001 году. При Брежневе Полянский, уже первый зам Председателя СМ СССР, был понижен в должности до министра сельского хозяйства.







