
Феномен Ивана Андреевича Батова (1767–1841) служит ярким примером того, как выдающийся дар, поддержанный просвещённым меценатом, смог преодолеть строгие сословные преграды, существовавшие в России. Сын крепостных крестьян графов Шереметевых, Батов вошёл в историю как «русский Страдивари», достигнув высот мастерства в создании струнных инструментов.
В поисках талантов
В XVIII – начале XIX века среди русской аристократии стало популярно организовывать помещичьи театры и оркестры, состоящие из крепостных. Владельцы, стремясь к престижу, отбирали наиболее одарённых крепостных для обучения искусствам и ремёслам. Особенно успешно в этом направлении работали Шереметевы, чья усадьба подарила России целую плеяду выдающихся деятелей, таких как композитор и дирижёр Степан Дегтярёв. Имя Ивана Батова в этом контексте занимает особое место.
Становление мастера
Судьба Батова кардинально изменилась в 1784 году, когда граф Николай Петрович Шереметев организовал среди своих крепостных отбор желающих обучиться созданию музыкальных инструментов. Семнадцатилетний Иван удачно прошёл конкурс и был направлен в Москву к известному мастеру Василию Владимирову. Проявив выдающиеся способности и усердие, Батов в дальнейшем был переведён в Санкт-Петербург для продолжения обучения у другого признанного специалиста — мастера Гаука.
Путь к славе
Вернувшись в имение, Батов начал создавать и ремонтировать инструменты для оркестра Шереметевых. Однако его мастерство вскоре вышло за пределы усадебных нужд. Значительным моментом в карьере Батова стал подарок скрипки, сделанной им, императору Александру I. Тот высоко оценил этот подарок и наградил мастера 2000 рублей — значительную по тем временам сумму.
Ещё одним примечательным инструментом стала «виолончель исключительного качества». Именно за этот инструмент в 1822 году граф Дмитрий Николаевич Шереметев (сын Николая Петровича) подарил Батову вольную — как ему, так и всей его семье.
К тому времени слава «русского Страдивари» распространилась по всей России и Европе. Его инструменты пользовались высоким спросом среди ведущих музыкантов эпохи, а появление множества подделок, которые менее талантливые мастера выдавали за работы Батова, стало подтверждением массового интереса.
Иван Андреевич Батов ушёл из жизни в 1841 году, оставив значительное творческое наследие. До наших дней сохранилось несколько десятков его инструментов — скрипок, альтов и виолончелей, которые сегодня являются национальным достоянием и находятся в коллекциях ведущих музеев России, включая Государственный исторический музей и Музей музыки в Санкт-Петербурге.
Фото: russian7.ru





