
В истории авиации (как и в любой другой области инженерной мысли) встречаются проекты, которые значительно опережали своё время. Советская система «Звено» была именно таким дерзким экспериментом. По сути, это был первый в мире летающий авианосец. В настоящее время с самолётов запускают ракеты и дроны, а в 30-х годах планировали запускать полноценные истребители!
Революционный проект
В межвоенный период военные столкнулись с задачей: мощные бомбардировщики становились лёгкой жертвой для истребителей и не всегда точно поражали важные цели. Быстрые истребители не могли выполнять дальние полёты, чтобы угрожать противнику на его территории. Инженер Вахмистров предложил революционное на то время решение: превратить бомбардировщик в матку, которая будет нести на борту истребители. Это позволило объединить главные преимущества: дальность полёта бомбардировщика и точность истребителей.
Идея была проста: носитель доставляет истребители с бомбами непосредственно к цели. Там они отсоединяются, производят прицельное бомбометание и возвращаются на базу самостоятельно. В то время как бомбардировщик уходит, избегая зоны действия вражеских ПВО и наземных сил. Кроме того, совместная работа моторов «Звена» увеличивала скорость всей конструкции, что способствовало повышению маневренности и атакующих возможностей.
От опытов – к боевому применению
Всё началось в 1931 году. Сначала протестировали связку из бомбардировщика ТБ-1 и двух истребителей И-4. Один из истребителей пилотировал сам Валерий Чкалов! Вахмистров несколько лет экспериментировал с различными вариантами. Наиболее сложным оказался «Звено-СПБ» (Составной пикирующий бомбардировщик) на базе ТБ-3 с двумя И-16 под крыльями. В 1938 году его приняли на вооружение. Однако настоящей сенсацией стала «Авиаматка» – гигант с пятью истребителями. В рамках этого направления была даже испытана дозаправка в воздухе.
Взлёт и падение
К началу войны ТБ-3 и И-16 уже устарели, но из-за тяжёлой ситуации на фронте вспомнили и об этом нестандартном решении. «Звенья-СПБ» наилучшим образом проявили себя на Чёрном море в операциях против румын. 26 июля 1941 года два СПБ подкрались к порту Констанца с четырьмя И-16. Истребители отсоединились, разбомбили нефтехранилище и без проблем вернулись в Одессу. Противник вообще не осознал, откуда появились советские самолёты! А 13 августа группа И-16 со «Звеньев» успешно атаковала важный мост через Дунай, повредив его и нефтепровод. Эти операции продемонстрировали, что против слабого соперника это работает. Однако, когда СПБ попытались использовать против немецких «Мессершмиттов» на суше, наши понесли значительные потери. Немцы без труда сбивали медленные и неповоротливые связки.
К 1942 году эра летающих авианосцев Вахмистрова окончательно подошла к концу. ТБ-3 и И-16 уже не могли соперничать с новыми самолётами. Использовать их против немцев было практически невозможно. К тому же, у советской авиации появился Пе-2 – пикирующий бомбардировщик, который отлично подходил для точечных ударов и не требовал сложной сцепки-расцепки. Заводы работали на полную мощность, производя много современных самолётов. Выпуск ТБ-3 и И-16 уже прекратился. В результате, проект Вахмистрова, хоть и продемонстрировал интересные возможности, оказался в тупике. Стало очевидно, что будущее принадлежит не огромным гибридам, а универсальным или специализированным одноместным самолётам.
Фото: russian7.ru







