
В октябре 1978 года мир стал свидетелем события, которое наглядно продемонстрировало противоречия холодной войны: совместные действия в критической ситуации на фоне глобального геополитического противостояния. Спасение экипажа американского военного самолёта советскими рыбаками у берегов Камчатки показало, что человечность превосходит идеологические разногласия. Однако ни в США, ни в СССР это проявление гуманности не получило должной оценки.
Предпосылки инцидента
Накануне событий, в мае 1973 года, между СССР и США было подписано «Соглашение о сотрудничестве в области мирового океана», в рамках которого был разработан свод мер по предотвращению инцидентов в открытом море. Этот документ, направленный на снижение рисков эскалации, был реализован 27 октября 1978 года.
В тот день самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления ВМС США Lockheed P-3 Orion, выполнявший разведывательный полёт вблизи советских территориальных вод, потерпел аварию. По официальным данным, после попытки запустить один из остановленных двигателей произошла разгерметизация и вспыхнул пожар. Экипаж под командованием капитана 3-го ранга Джерси Григсби совершил жёсткую посадку на воду. За 90 секунд 13 из 15 членов экипажа смогли уничтожить часть секретных документов и перебраться в две надувные спасательные лодки. Двое, к сожалению, не успели выбраться из самолёта.
Спасательная операция
Обе стороны соглашения незамедлительно активировали спасательные силы. СССР направил в зону бедствия пограничный сторожевой корабль «Ретивый» и несколько других судов. Со стороны США также были отправлены корабли и самолёты для поисков. Однако решающую роль в итоге сыграло гражданское судно — рыболовный траулер «Мыс Сенявин» из Находки, оказавшееся ближе всех к месту происшествия.
Несмотря на шторм в 8 баллов, капитан траулера Александр Арбузов решил идти на помощь. Экипажу удалось взять на борт 10 выживших и тела трёх погибших членов экипажа «Ориона». Второй спасательный плот в это время уже начинал тонуть. Так что, если бы советские рыбаки не успели вовремя, не факт, что американские военнослужащие остались бы в живых.
Дипломатический инцидент
Однако именно после успешного спасения гуманитарная миссия столкнулась с реальностью холодной войны. В нарушение духа недавних соглашений, американские военные силы предприняли попытки перехватить советское судно. Самолёт США, сбрасывая осветительные ракеты, а затем и сторожевой корабль USS «Cheremis» (обозначение ATF-157), угрожая оружием, пытались заставить «Мыс Сенявин» следовать на американскую базу. Ситуация была нормализована только после появления советского сторожевого корабля «Ретивый» и, по некоторым данным, подводной лодки.
Спасённые лётчики были доставлены в Петропавловск-Камчатский, где им оказали медицинскую помощь, а вскоре передали американским властям через Японию. Однако действия капитана Арбузова вызвали неоднозначные оценки и со стороны советских представителей. По мнению сотрудников спецслужб, главной задачей экипажа траулера после спасения людей было поднятие радиобуя с американского самолёта, который содержал ценную разведывательную информацию, включая шифры и частоты.
Таким образом, гражданские моряки, действовавшие в соответствии с нормами морали и международного права, оказались неугодны ни в Москве, ни за океаном. Тем не менее, Арбузову и команде это было, что называется, «безразлично»: они поступили так, как велела им совесть.
Фото: russian7.ru







