Подлость небольшого княжества: почему Лихтенштейн не стремился передавать советских коллаборационистов, сражавшихся на стороне Гитлера

Подлость маленького княжества: почему Лихтенштейн не хотел выдавать советских коллаборационистов, сражавшихся за Гитлера

В мае 1945 года, когда Вторая мировая война близилась к завершению, некоторые европейские страны, включая миниатюрный Лихтенштейн в Альпах, сохраняли нейтралитет. Именно там, 2 мая, от наступающих советских войск скрылись около 500 солдат под командованием генерала Бориса Хольмстона-Смысловского (часть 1-й Русской национальной армии). СССР на протяжении двух лет требовал их возвращения для судебного разбирательства, но Лихтенштейн упорно отказывал.

Вторая Гражданская война

Смысловский был офицером российской армии, который покинул страну после революции. С 1928 года он сотрудничал с немецкой разведкой. Когда Германия вторглась в СССР, ему было поручено создать отряды русских добровольцев для немецкой армии. Однако Гитлер не очень доверял ему, и только к апрелю 1945 года Смысловский был повышен до генерал-майора и назначен командиром 1-й РНА.

Важно отметить, что в отличие от армии Власова, Смысловский утверждал, что он не выступает за нацистов, а ведет борьбу против большевиков, рассматривая это как вторую Гражданскую войну. Этот аспект стал важным аргументом для Лихтенштейна.

В апреле 1945 года, отступая под давлением советских войск, Смысловский отказался объединяться с власовцами и вывел своих людей в Альпы. С ними в Лихтенштейн также бежали некоторые высокопрофильные сторонники нацизма, например, маршал Петен, возглавлявший французское правительство Виши. Однако политическое убежище в княжестве было предоставлено только тем, кто находился под руководством Смысловского. Петена и других позже выдали союзникам.

Позиция Лихтенштейна

СССР настаивал на возвращении всех советских граждан, сражавшихся на стороне Германии, ссылаясь на соглашения Ялтинской конференции 1945 года. Согласно этим соглашениям, союзники обязались возвращать советских граждан, оказавшихся в их зонах оккупации. Однако князь Лихтенштейна Франц Иосиф II отказался, утверждая, что, поскольку Лихтенштейн оставался нейтральным, не участвовал в войне и не подписывал Ялтинские соглашения, он не обязан их выполнять.

Кроме того, князь официально предоставил группе Смысловского политическое убежище 10 мая 1945 года. Лихтенштейн считал этих людей не преступниками, а антикоммунистическими эмигрантами. Тем не менее, всем было ясно, что в СССР их ждет не прощение, а жестокое наказание. Поэтому в Лихтенштейне многие испытывали сочувствие к этим людям, что стало одной из причин политической позиции княжества.

При этом правительство не препятствовало тем, кто хотел вернуться на родину добровольно. К концу августа 1945 года около 210 человек выразили такое желание, и их передали советской стороне. Остальные предпочли остаться.

Дипломатическое противостояние

Содержать несколько сотен беженцев было сложно для небольшой страны с населением 12 000 человек. Это обошлось в около 30 000 швейцарских франков в месяц. СССР оказывал давление на Лихтенштейн по всем дипломатическим каналам, а Швейцария не разрешала беженцам проходить через свою территорию. Однако Лихтенштейн держался своей позиции.

Только в 1946 году новый глава правительства, Александр Фрик, обратился к Смысловскому с просьбой найти способ покинуть страну. Но это было сделано не в знак уступки Москве, а по экономическим причинам. Лишь благодаря поддержке международных организаций, включая Красный Крест, проблема была разрешена. В 1947 году около 100 человек, включая Смысловского, получили визы и уехали в Аргентину, где президент Хуан Перон принимал бывших нацистских пособников. Остальным было разрешено остаться в Лихтенштейне. Примечательно, что перелет был оплачен из казны княжества – это обошлось дешевле, чем продолжать содержание коллаборационистов.

Фото: russian7.ru

Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий