Секретный заключенный номер 31: каким образом генерал Власов находился в Бутырской тюрьме перед казнью

Секретный арестант № 31: как генерал Власов содержался в Бутырке перед казнью

Дело генерала Андрея Власова и его единомышленников из Русской освободительной армии (РОА) остаётся одним из наиболее драматичных моментов в послевоенной советской истории. Судебный процесс над военачальниками, ставшими на сторону нацистов, с самого начала был предопределён расплатой с предателями.

 «Секретный арестант №31»

12 мая 1945 года генерал Власов был задержан солдатами 25-го танкового корпуса вблизи чешского города Пльзень. Как подчеркивает исследователь Николай Коняев в своем произведении «Генерал из трясины», последние месяцы жизни бывший командующий 2-й ударной армией провёл в Бутырской тюрьме под номером 31.

Следствие возглавил сам начальник Главного управления контрразведки «СМЕРШ» Виктор Абакумов. С 16 по 25 мая Власов подвергался допросам по принципу «конвейера» — с постоянно меняющимися следователями. От генерала требовали назвать возможных сообщников среди высокопоставленных командиров Красной Армии, однако за десять дней интенсивных допросов он не назвал ни одного имени.

Условия содержания

Вместе с Власовым в Бутырке находились и другие лидеры РОА, среди которых семь генерал-майоров.

Среди них Иван Благовещенский, Сергей Буняченко, Дмитрий Закутный, Григорий Зверев, Виктор Мальцев, Михаил Меандров и Фëдор Трухин. В группу арестантов также входили: полковник ВС КОНР Владимир Корбуков и подполковник ВС КОНР Николай Шатов.

Достоверных данных о применённых к ним пытках не сохранилось. Но, зная методы работы советских следователей с так называемыми «врагами народа», можно предположить, что к руководителям РОА применялись различные меры давления. Кроме вышеупомянутого «конвейера», который почти никто не выдерживал, арестантов могли мучить постоянными обысками и проверками, лишать сна, угрожать ужасными пытками и запугивать.

«Многоходовочка»: как Берия «свалил» Ежова

Неизвестно, что послужило причиной попытки суицида генерала-майора ВС КОНР В.И. Мальцева: были ли это физические пытки или моральные унижения.

Не выдержав пыток, Виктор Мальцев попытался покончить с собой и был помещён в больницу Бутырки. «Попытка самоубийства, совершённая В.И. Мальцевым, несколько нарушила слаженный ход следствия, были усилены меры предосторожности и одновременно изменено само направление следствия. Больше подобных инцидентов больше не происходило», – отметил Н.М. Коняев

Следствие завершилось к концу 1945 года, но дата суда постоянно переносилась, так как И.В. Сталин настаивал на проведении процесса сразу над всеми руководителями РОА, а двое из них ещё не попали в руки советского правосудия. Но 26 марта 1946 года американцы передали властям СССР скрывавшегося у них генерал-майора ВС КОНР Василия Малышкина, а 1 мая в тюрьму был доставлен генерал-лейтенант ВС КОНР Георгий Жиленков.

1 августа 1946 года во внутреннем дворе Бутырки были повешены 12 человек: сам А.А. Власов и 11 его бывших соратников.

Щи, каша и хлеб

О послевоенном голоде в СССР известно всем специалистам, изучавшим этот сложный период в истории нашей страны. Узники советских тюрем и лагерей также страдали от нехватки пищи, так как им значительно сократили нормы питания ещё во время Великой Отечественной войны.

17 августа 1944 года начальник ГУЛАГа В.Г. Наседкин сообщал наркому внутренних дел Л.П. Берии, что «… существующая норма питания заключенных со всеми дополнительными пайками по калорийности на 30 % ниже дов

Фото: russian7.ru

Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий