В 1956 году был расстрелян сталинский преступник Борис Родос за его деяния

За что в 1956 году был расстрелян сталинский палач Борис Родос

В истории Большого террора можно встретить не только имена жертв и организаторов, но и исполнителей, чья жестокость определяла «успех» репрессий. Одним из таких был Борис Родос, следователь, который лично выбивал признания у Николая Ежова, Всеволода Мейерхольда и Исаака Бабеля. На XX съезде КПСС Никита Хрущев назовет его «выродком», однако его карьера является ярким примером работы карательной машины сталинизма.

Ученик Ежова

Родос стремительно продвигался по службе в конце 1930-х, заняв должность заместителя начальника следственной части НКВД. Он перенял свои методы от самого наркома Ежова — в прошении о помиловании он позже укажет, что именно Ежов стал первым, при котором он стал свидетелем пыток подследственного. Вскоре Родос сам начал участвовать в истязаниях бывшего шеста.

Что стало с женой и детьми Василия Сталина

Его «рабочим кабинетом» была известная Сухановская тюрьма — заведение, где использовались специальные инструменты для пыток. Именно здесь с 16 мая 1939 года проводились допросы Исаака Бабеля, вынуждая его оговорить себя в шпионаже. А через несколько дней туда был доставлен Всеволод Мейерхольд.

Его письмо о пытках стало широко известным. Уже пожилого режиссера били резиновым жгутом, угрожая: «Не будешь писать — будем бить снова, оставим нетронутыми голову и правую руку, остальное превратим в бесформенное окровавленное тело».

Партийные деятели

Родос допросил членов Политбюро С. Косиора и В. Чубаря, кандидатов в члены Политбюро П. Постышева и Р. Эйхе, генерального секретаря ЦК ВЛКСМ А. Косарева, секретарей обкомов и многих других известных деятелей, ставших жертвами репрессий.
Эйхе уже был приговорен к расстрелу, но Родос, Берия и Эсаулов продолжали добиваться от него признания в шпионаже. Его били резиновыми палками, выбили глаз, но Эйхе так и не признался. Только после очередного избиения Берия отдал приказ увести заключенного на расстрел.
На жестокость Родоса даже пытались пожаловаться Сталину. В феврале 1940 г. заведующий отделом руководящих комсомольских органов ЦК ВЛКСМ И. Белослудцев описывал, как проходил допрос: «Я извивался, катался по полу и наконец увидел только одно зверское лицо Родоса. Он облил меня холодной водой, а потом заставил меня сесть на край стула, вызывая адскую боль. Я снова не выдержал этой ужасной тупой боли и потерял сознание». Полный текст обращения к Сталину даже тяжело читать. Но эффекта оно не произвело. Белослудцев подписал все, что от него требовали, а Родос через несколько месяцев получил тот самый орден Красной Звезды.

Киевская Русь: почему государства с таким названием никогда не существовало

Согласно показаниям и свидетельствам жертв, Родос избивал заключенных по одной и той же схеме — наносил удары резиновыми палками по всему телу. Избиения повторялись многократно, пока человек не подписывал признания. Так произошло и с генерал-полковником А. Локтионовым. Бывший помощник Родоса Иванов дал такие показания: «Избиение продолжалось долго с небольшими паузами. Локтионов от болей катался по полу и кричал, что он ни в чем не виноват. Во время пытки Локтионов терял сознание, и его приводили в чувство водой».
«Прославился» Родос и своей командировкой во Львов во время Польского похода Красной Армии. За два месяца нахождения там с оперативной бригадой НКВД были убиты многие польские граждане. Следователь был награжден именными часами.

Закат карьеры

Как вспоминал сын Родоса, его отец был предан работе: «Я просыпался — его нет, на работе, ложился спать — он все еще на работе». У него было трое детей

Фото: russian7.ru

Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий