«Земля Санникова»: в чем причина того, что этот фильм оказался самым противоречивым в советском кинематографе

«Земля Санникова»: почему этот фильм стал самым скандальным в советском кино

Фильм «Земля Санникова» (1973) занял свое место в сокровищнице советского кинематографа. Однако за видимой идиллией о теплых уголках Арктики происходила настоящая драма с увольнениями звезд, алкогольными скандалами и восстанием на съемочной площадке. Это рассказ о том, как произведение, которое должно было стать успехом, едва не обернулось катастрофой.

Отказ знаменитых актеров

Сначала планировался звездный состав советского кино. На ключевые роли молодые режиссеры Альберт Мкртчян и Леонид Попов пригласили Армена Джигарханянина, Игоря Ледогорова и Евгения Леонова. Изюминкой должен был стать дуэт Владимира Высоцкого и Марины Влади.

Однако «звезды» первой величины отказались сотрудничать с неопытными режиссерами. Состав пришлось срочно менять. Вместо Джигарханяна и Ледогорова пришли Владислав Дворжецкий и Сергей Шакуров, а Георгий Вицин заменил Леонова. По словам Муслима Магомаева, ему тоже предлагали роль, осознавая, что важнее не актерская игра, а громкое имя.

Немецкое радио

Роль яркого и эмоционального певца Крестовского очень привлекала Высоцкого. По сценарию, персонаж должен был исполнять несколько песен, и специально для него Владимир Семенович написал две композиции: «Белое безмолвие» и «Кони привередливые», однако съемкам помешала политика. Почти перед началом работы над «Землей Санников» на волне Западногерманского радио «Немецкая волна» вышла передача с песнями Высоцкого. В самом эфире его представили как борца с советским режимом и бунтовщика.

Киевская Русь: почему государства с таким названием никогда не существовало

По воспоминаниям режиссера Мкртчяна, генеральный директор «Мосфильма», Николай Сизов, уведомил его, что Высоцкий и Влади не подходят для проекта. Выяснилось, что руководитель Отдела культуры ЦК КПСС, Василий Шауро, считал радиопередачу протестной акцией и решил исключить Владимира Семеновича из всех проектов.

Все против всех

На роль Крестовского утвердили Олега Даля, который сильно расстроился, что стал заменой Высоцкому. Во время съемок режиссеры не могли найти общий язык с актерами, которые считали их дилетантами. Свою роль сыграли и проблемы Даля с алкоголем. Иногда съемки начинались в 5 утра, и актер приходил на площадку в состоянии опьянения. Режиссеры Мкртчян и Попов ссорились и не могли наладить взаимодействие.

Основные актеры отказывались участвовать в сценах, которые считали абсурдными, с плясками, нелепой стрельбой и песнями. Особенно острым был конфликт между темпераментным Мкртчяном и Сергеем Шакуровым, который с самого начала работы занял оппозиционную позицию к режиссеру. Позже к нему присоединились Даль и Дворжецкий, игнорировавшие режиссерский подход к съемкам.

Вицин пытался оставаться нейтральным, но вскоре также сдался. В конце марта 1972 года актерская группа отправила в «Мосфильм» телеграмму с требованием сменить режиссеров, а завершалась она словами: «Сидим в говне на волчьих шкурах. Дворжецкий. Вицин. Даль. Шакуров».

Непримиримый Шакуров

После завершения первого этапа съемок руководство киностудии вызвало бунтующих актеров. Им сообщили, что менять режиссеров не планируется, и они должны учиться работать вместе. Неконфликтный Вицин сразу согласился, Дворжецкий испугался, что его могут исключить из очереди на квартиру в Москве, и пошел на уступки, как и Даль.

Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий