
За каждым великим завоевателем стоит выдающийся стратег. Для Чингисхана, известного также как Темучжин, таким человеком стал Субэдэй — сын кузнеца из горного племени урянхайцев, который прошёл путь от простого воина до легендарного полководца. Его военные походы изменили географическую карту мира, а его тактика изучается в военных академиях до сих пор.
Тувинцы времён Темучжина
В Алтайско-Саянских горах возникло племя, которое по своей силе, настойчивости и ловкости превосходило многие народы степей. Урянхайцы, привыкшие к суровым условиям, охотились на медведей и горных туров, сражаясь за свою территорию, что сделало их идеальными воинами.
Тот факт, что основа армии Чингисхана состояла из таких солдат, подтверждается тем, что Субэдэй считал зимний период лучшим временем для атак. Его воины, выросшие в горах, без труда преодолевали сотни километров в жестокие морозы, в то время как более цивилизованные народы оказались плохо подготовлены к военным действиям в холодное время.
«Купальники запрещены»: чем немецкие бани удивляют русских
Урянхайцы были известны своим мастерством в обработке металлов. Отец Субэдэя, будучи кузнецом, научил сына всем тонкостям выбора наилучшего оружия. До сих пор среди лучших лучников на любительских соревнованиях в Монголии наряду с бурятами считаются и тувинцы.
Луки пеших воинов-урянхайцев того времени были более длинными, что позволяло стрелам лететь значительно дальше. Освоить такое оружие требовалось с раннего возраста. В возрасте 4-5 лет мальчиков также обучали верховой езде и выживанию в условиях похода. В случае необходимости ради спасения своей жизни они могли утолять жажду, вскрывая вену на шее лошади.
Историки, изучавшие родословную Чингисхана, утверждают, что у него по женской линии была тувинка. Возможно, зная это, Темучжин проявлял благосклонность к урянхайцам, что позволило им достигать высоких постов и становиться его доверенными лицами.
Жестокость к врагам и союзникам
Летописи содержат свидетельства о жестокости воинов, под командованием Субэдэя. Они уничтожали целые села: «от мала до велика вся убиша мечем». Порой пленных мужчин выставляли впереди своих войск как живые щиты. Венгерский монах Юлиан отмечал: «Во всех завоеванных государствах они без колебаний убивают князей и вельмож, которые могут представлять угрозу в будущем. Годных для боя воинов и жителей они, вооружив, отправляют вперед себя против их воли».
Запретное мясо у мусульман и иудеев: что на самом деле не так со свининой
Однако жестокость полководца касалась не только врагов, но и тех, кто нарушал внутренние военные правила. По обычаям, установленным Чингисханом, за одного воина, покинувшего поле боя, могли казнить десятки других. Если отряд из десяти солдат сбегал, то убивали целую сотню. Воина, который присваивал случайно потерянную в походе вещь своего товарища, также ожидала казнь. Даже отсутствие запасной тетивы каралось телесными наказаниями. Такая строгая дисциплина стала основой сплоченности и непобедимости армии Чингисхана.
Тактика и стратегия
Наполеон восхищался выдающейся личностью Субэдэя. Он, будучи сыном простолюдина, свободно общался с великими правителями и не испытывал перед ними страха, ведь единственным человеком, перед которым он склонял голову в знак уваж
Фото: russian7.ru







