
Во второй половине XIX века в абхазском селе Тхина проживала женщина, ставшая предметом местных легенд. Её звали Зана, и одни считали её «снежным человеком», другие — беглой рабыней. Её необычная внешность, таинственное происхождение и многочисленные потомки до сих пор вызывают интерес у учёных и любителей загадок.
«Снежная женщина» в плену
Зана была поймана в лесах Западной Грузии. Свидетели описывали её как мощное существо с тёмно-серой кожей и рыжеватыми волосами, с массивной челюстью и выразительными надбровными дугами. Её лицо выглядело грозно, а зубы были ослепительно белыми.
«Купальники запрещены»: чем немецкие бани шокируют русских
Несколько раз переходя из рук в руки, она в конечном итоге оказалась у дворянина Эдги Генаба. Тот, опасаясь её силы, сначала держал её в загоне с частоколом, где пищу подавали на верёвке. Со временем её перевели под навес, но не отпускали с привязи. Интересно, что когда её наконец освободили, Зана не сбежала — она бродила вокруг, но всегда возвращалась к усадьбе.
Тайна черепа «снежной женщины»
Зана вырыла во дворе яму, в которой жила круглый год. К ней приходили местные мужчины, и она рожала им детей — двух девочек и двух мальчиков. Всех детей забрали и воспитали местные жители. Дети Заны могли говорить, но отличались необычной внешностью и выдающейся физической силой.
Чтобы проверить, так ли это на самом деле, учёные эксгумировали останки Заны и её сына Хвита, который скончался в 1954 году.
Поиски могилы заняли много времени. Советский историк Борис Поршнев, проявивший большой интерес к истории Заны, так и не смог найти захоронение. Однако в 1975 году это удалось другому исследователю, Игорю Бурцеву. Бурцев не был уверен, что нашёл именно останки «снежной женщины», но с помощью антропологов установил, что извлечённый череп принадлежал пожилой женщине и имел выраженные экваториальные черты: широкий нос, плоские носовые кости, широкое межглазничное пространство, выпуклый лоб, развернутые вперёд скулы и т.д. Иначе говоря, Бурцев вместе с коллегами предположил, что Зана была вовсе не «снежным человеком», а обычной чернокожей женщиной, возможно, попавшей на Кавказ в качестве рабыни, а далее народные слухи сделали своё дело.
Сын и другие потомки
Тем не менее, данная гипотеза не объясняет, почему тело Заны было покрыто волосами и почему она никогда не выучила язык. Между тем имя «Зана» было дано ей абхазцами именно из-за тёмного цвета кожи: слово «Зана» похоже на грузинское «занги» — темнокожий, негр. По всем признакам череп её сына Хвита, который также был найден учеными, принадлежал к виду Homo sapiens. Надбровья Хвита не имели характерного для неандертальцев валика, а вот так называемый надглазный треугольник, который является одной из черт Homo sapiens, оказался хорошо выражен. Однако всё же надбровья были крупными, что может говорить только о том, что человек имел выдающиеся внешние данные.
Между тем Борису Поршневу, написавшему документальную книгу «Борьба за троглодита», удалось встретиться с живыми потомками Заны. В 1964 году он посетил двух внучек «снежной женщины», Чаликву и Таю. Женщины, как и их бабушка, имели тёмную кожу негроидного типа, у них были очень мощные челюсти и значительно развитые жевательные мышцы. Дети и внуки Заны отличались невероятной физической силой и выносливостью. Известно, что сама Зана не только жила в усадьбе знатного абхазца, но и помогала по хозяйству, в частности, носила тяжёлые мешки. При этом «снежная женщина» снимала со своего «хозяина» сапоги и всячески ему угождала, так как очень его боялась. В любом случае, учитывая тот факт, что Поршнев нашёл внуков Заны, возможно, что в тех местах до сих пор живут её потомки.
