
Смерть советского вождя Леонида Брежнева окружена не только горем, но и множеством вопросов. Одной из наиболее загадочных является история «бронированного портфеля» и роль Юрия Андропова, который первым оказался на месте трагедии генсека.
Предзнаменование конца
К началу 70-х годов здоровье Леонида Ильича значительно ухудшилось — сказывалось огромное давление и последствия перенесенного инсульта. По словам его близких, Брежнев, осознавая упадок сил, не менее шести раз на заседаниях Политбюро поднимал вопрос о своей отставке. Однако члены высшего партийного руководства единогласно уговаривали его остаться, игнорируя его нарастающую зависимость от снотворного. Таким образом, Брежнев оставался у власти еще несколько лет.
Его жизнь завершилась в ночь на ноябрь 1982 года на подмосковной даче «Заречье-6». Согласно официальному заключению, причиной смерти стал оторвавшийся тромб. Трагедия произошла внезапно: накануне вечером генсек был в хорошем настроении, спокойно поужинал и, посмотрев телевизор, отправился спать. По иронии судьбы, он, как обычно, отпустил дежурных врачей, полагая, что те должны проводить время с семьями.
Утро на даче «Заречье-6»
Первым безжизненное тело Брежнева обнаружили охранники. По некоторым данным, его жена, Виктория Петровна, также заходила в спальню, но, увидев мужа лежащим на боку, решила, что он спит. Охранник Владимир Собаченков, попытавшийся сделать генсеку искусственное дыхание, сразу же вызвал министра здравоохранения Евгения Чазова.
По словам самого Чазова, одного взгляда было достаточно, чтобы понять: Брежнев скончался несколько часов назад. Именно он, по официальной версии, позвонил председателю КГБ Юрию Андропову с просьбой срочно приехать. Однако многие свидетели утверждают, что Андропов появился на даче еще до приезда врачей.
Последнее слово Берии: что он сказал перед расстрелом
Тем не менее, известно, что из спальни Брежнева Юрий Владимирович сразу же забрал «бронированный портфель». Таким образом, по мнению Александра Островского, автора книги «Кто поставил Горбачева?», Андропов вынес смертный приговор Брежневу. Дело в том, что портфель оказался в руках главы КГБ еще до подтверждения смерти Леонида Ильича. Кроме того, реанимационная бригада еще не покинула дачу в тот момент, когда ушел Андропов. Более того, Чазов вспоминал, что Юрий Владимирович напоследок сказал ему: «Надо срочно собирать пленум ЦК».
Тайна «бронированного портфеля»
Что же содержалось в «бронированном портфеле», который так спешил вынести Юрий Андропов? Как отмечает Валерий Шамбаров в своей книге «Гибель советской империи», сам Леонид Брежнев любил шутить, что в портфеле был компромат на всех членов Политбюро. Действительно, Брежнев, если верить Анатолию Шутову, автору издания «Россия в жерновах истории», доверял этот портфель только начальнику охраны. Однако в портфеле хранились не компрометирующие материалы, а сложные шифры. В своих мемуарах Юрий Чурбанов подтверждал, что Леонид Ильич всегда возил портфель с собой и что в нем находились какие-то шифры. Тем не менее, как признавался Чурбанов, на самом деле он не знал, что было в «бронированном портфеле» Брежнева.
Между тем, Александр Почепцов, автор издания «СССР», предполагает, что вряд ли Леонид Ильич так защищал государственные документы. Скорее всего, в портфеле действительно находился компромат. Эти материалы могли касаться темных страниц биографии Юрия Андропова. Владимир Семичастный, которого Брежнев снял с поста председателя КГБ, утверждал, что у генсека имелись две «тяжелые карельские тетради» Куприянова о чрезмерной активности Андропова в так называемом расстрельном «Ленинградском деле». Первый секретарь ЦК КП(б) Карело-Финской ССР Геннадий Куприянов собрал доказательства того, что репрессии были делом рук Андропова. В дальнейшем досье Куприянова попало в руки Брежнева. Почепцов считает, что это объясняет стремительный приезд Андропова на дачу и изъятие «бронированного портфеля».







