Уничтожение U-2 в районе Свердловска: какие тайны утаила власть от граждан СССР

Уничтожение U-2 под Свердловском: что власти скрыли от граждан СССР

История холодной войны наполнена неясностями, и громкий инцидент со сбитым над Свердловском американским шпионом Фрэнсисом Гэри Пауэрсом — не исключение. Официальная версия, представленная советскими медиа, скрывала трагические аспекты, которые стали известны лишь после распада СССР.

Его обменяли на Абеля

В феврале 1962 года на мосту Глинике в Берлине произошла одна из самых известных шпионских сделок XX века: сбитый пилот ЦРУ Фрэнсис Пауэрс был обменян на советского разведчика-нелегала Рудольфа Абеля (Вильяма Фишера).

Многие эксперты, в том числе документалист Николай Долгополов в своей книге «Абель – Фишер», выделяют кажущуюся диспропорцию в этом обмене. Абель — фигура легендарная, который долгие годы собирал информацию о секретах американской ядерной программы. Пауэрс же воспринимался как «обычный элемент» в структуре ЦРУ, «простой человек в необычных обстоятельствах».

Биография шпиона-летчика

Жизненный путь Пауэрса действительно не отличался аристократизмом. Он родился в семье сапожника и, не видя других перспектив, поступил на службу в ВВС США. После окончания летной школы его заметили сотрудники ЦРУ.

Основной причиной перехода на секретную службу стали деньги. Пауэрс и его супруга Барбара мечтали о собственном жилье, и зарплата в ЦРУ в 2500 долларов (вместо прежних 700) стала решающим фактором. Эти «золотые оковы» привели его в небо над Уралом 1 мая 1960 года.

Самоубийственный приказ

Долгое время считалось, что самолет-разведчик U-2 был сбит ракетой ПВО. Однако реальность оказалась гораздо более драматичной. После того как 9 апреля 1960 года другой U-2 безнаказанно пролетел над страной, Хрущев пришел в ярость.

«И шестерых летчиков – в том числе меня – капитан, командир звена, в краткие сроки переучили, пересадили на новейшие сверхзвуковые высотные истребители-перехватчики Су-9», – вспоминает И.А. Ментюков.

Кем в действительности была Инесса Арманд для Ленина

Небольшой аэродром под Свердловском (ныне Екатеринбург) стал местом временной стоянки для летчика, когда он перегонял новый Су-9 с завода в Сибири на территорию Белоруссии. Ранним утром 1 мая 1960 года пилота разбудили и вызвали на аэродром. С ним состоялся телефонный разговор с командующим авиацией ПВО СССР Е.Я. Савицким, который сообщил о приближающемся шпионском самолете. Приказ был простым – таранить. То есть, столкнуться с U-2 на высоте 20 км, разогнавшись до максимальной скорости. Это означало неминуемую гибель. Тем более что на самолет Пауэрса уже наводили свои ракеты войска ПВО.

И.А. Ментюков не имел возможности отказаться от выполнения этого самоубийственного приказа, лишь попросил руководство позаботиться о его матери и супруге, которая тогда ожидала ребенка.

Что случилось в небе

Даже на МиГ-19, которые не предназначены для этого, пилоту-асу удавалось достичь высоты 17 км 300 м, а новый Су-9 без тяжелого вооружения поднялся до 20 км без особых проблем. При сближении с противником И.А. Ментюков направил свой самолет на него.

«Он пошел в правый разворот, зачем – никто не понял. В общем, слышу в наушниках: «Цель в правом развороте». Ищу глазами – его не вижу. Сближение идет ни много, ни мало – 550 метров в секунду! И я проскочил чуть выше него», – рассказал советский летчик.

Таким образом, Пауэрс уклонился от столкновения, что спасло жизни обоих пилотов. Однако легкий U-2 попал в конверсионный след боевого Су-9, потоки воздуха закрутили американский самолет-шпион так, что он распался в воздухе на части.

Метод КГБ: почему советских разведчиков не брал алкоголь

Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий