
Ту-144 называли «гордостью советского авиастроения» и «ответом Западу», проводя аналогии с англо-французским «Конкордом». Этот самолёт был создан для того, чтобы завоевать мир, но его судьба оказалась печальной: ряд катастроф погубил все надежды, возложенные на него.
Вызов Хрущёва
В начале 60-х годов мир узнал новость о том, что Великобритания и Франция объединили свои усилия для создания сверхзвукового пассажирского лайнера «Конкорд». Привлекательные перспективы — перелететь из Европы в Америку всего за три часа — не могли оставить равнодушным советское руководство. Узнав о проекте, Генсек Никита Хрущёв отдал ясный и эмоциональный приказ: разработать отечественный сверхзвуковой самолёт, который должен был превзойти западный аналог.
Киевская Русь: почему государства с таким названием никогда не существовало
Ответственность за этот амбициозный проект легла на плечи знаменитого авиаконструктора Андрея Туполева. Новому самолёту присвоили индекс Ту-144, а его основной задачей, помимо технических характеристик, стало чисто политическое соревнование — взлететь в небо раньше «Конкорда».
Триумф конструкторской мысли
Советским инженерам удалось совершить почти невозможное. Ту-144 действительно опередил своего соперника, впервые поднявшись в воздух 31 декабря 1968 года — на два месяца раньше «Конкорда». Летом 1969 года советский лайнер вписал своё имя в историю, впервые преодолев звуковой барьер. Технические характеристики впечатляли: самолёт мог перевозить до 150 пассажиров на расстояние 3500 км, развивая невероятную скорость в 2500 км/ч.
Тень плагиата
«Конкорд» и «Ту-144» были практически идентичны. Создатели «Конкорда» обвинили КБ Туполева в копировании множества технических решений. Однако доказать это так и не удалось. Следует отметить, что, несмотря на внешнее сходство, самолёты имели значительные различия. Так, Ту-144 был заметно больше по размерам своего западного «аналога»: советский лайнер мог взять на борт до 150 пассажиров, тогда как «Конкорд» — не более 128. Более того, несмотря на свои размеры, Ту-144 требовал для взлёта гораздо меньшую по длине взлётную полосу, чем более мелкий «Конкорд».
Первая катастрофа
3 июня 1973 года на престижном авиасалоне Ле-Бурже, собравшем 300 тысяч зрителей, Ту-144 выполнял демонстрационный полёт. По одной из версий, в это время к нему на минимальном расстоянии подлетел французский самолёт-разведчик «Мираж-3», который проводил съёмку «русского авиачуда». Чтобы избежать столкновения, советский экипаж выполнил слишком рискованный манёвр, и самолёт перешёл в пике, спустя мгновение развалившись в воздухе на глазах у зрителей. Обломки самолёта упали на жилые районы, разрушив пять домов и повредив ещё 20. Все шесть человек на борту «Ту-144» погибли, а также восемь человек на земле, в том числе трое детей. Ещё 25 человек на земле получили травмы.
Начало регулярных авиаперевозок
Несмотря на инцидент в Ле-Бурже, 1 ноября 1977 года Ту-144 совершил свой первый регулярный рейс «Москва – Алма-Ата». Билет на этот маршрут стоил 68 рублей (почти половина средней зарплаты в СССР). Для сравнения, стоимость билета на рейс Москва – Алма-Ата, выполняемый другим пассажирским самолётом, составляла 48 рублей.
Вторая катастрофа
23 мая 1978 года модернизированный Ту-144 выполнял испытательный рейс. На борту произошёл пожар из-за неисправности топливной системы, и экипаж принял решение осуществить вынужденную посадку — в открытом поле, неподалёку от подмосковного Егорьевска. Шесть из восьми членов
Фото: russian7.ru




