
В советской авиационной истории воздушные парады выступали не просто как зрелище, но и как мощный инструмент идеологии, показывающий всему миру мощь СССР. Однако за великолепием и могуществом летательных аппаратов иногда прятались трагедии и человеческие амбиции. Одной из таких драматичных глав стала история с Василием Сталиным, чья увлеченность парадами обернулась катастрофой.
Парады как свидетельство силы
Возглавив ВВС Московского военного округа, Василий Сталин, по его собственным словам в мемуарах, считал воздушные парады основным доказательством мощи советской авиации. «Друзья гордятся этим, а враги испытывают страх», — так он определял их значение.
Сын вождя не просто командовал с земли — он сам открывал парады, управляя дальним бомбардировщиком Ту-4. За период его командования было организовано 14 масштабных воздушных представлений. Подготовка к ним была колоссальной: летчики месяцами тренировались, отрабатывая даже такие сложные элементы, как формирование в небе слов «Сталин», «Ленин» и «КПСС». Успех зависел от множества факторов: техники, связи и, что особенно критично, — от погодных условий.
Трагедия Первомая 1952 года
Роковым стал парад 1 мая 1952 года. В тот день погода была явно не подходящей для полетов: низкая облачность и сильный ветер. Иосиф Сталин, осознавая риски, непосредственно запретил проведение воздушной части парада над Красной площадью.
Что произошло с женой и детьми Василия Сталина
Однако Василий Сталин проигнорировал указание отца и отдал команду летчикам подниматься в воздух. Впрочем, изначально все шло хорошо. Как вспоминал начальник главного контрольного пункта Борис Морозов, первым, как обычно, над Красной площадью пролетел Василий Сталин, пролетев точно и красиво.
За Сталиным-младшим последовала дивизия Ту-4. Как указывает историк Николай Зенькович в издании «Тайны уходящего века», ссылаясь на слова свидетелей и участников мероприятия, бомбардировщики растянулись по петле, и последний полк отстал на полминуты. В этот момент в небе появилась группа «илов» генерала Долгушина. Морозов, опасаясь столкновения, не пропустил «илы», отдав приказ сделать разворот влево и уйти в Монино. Морозов скомандовал: «Пробивай эту пленку!» в надежде, что самолеты соберутся в петлю. Однако «илы» перепутались. Василий Сталин тогда поинтересовался у Морозова по радио о том, что происходит. Полковник ответил: «Каша».
Последствия трагедии
В результате, согласно Сергею Красикову, автору книги «Возле вождей», один из самолетов задел сосну и вернулся на аэродром. У другого воздушного судна сломалась трубка приемника воздушного давления. Но самое ужасное, что два «ила» разбились при посадке, и летчики погибли. За участие в первомайском параде 1952 года наградили лишь сына Анастаса Микояна, который был первым ведомым в замыкающем звене. Остальные подверглись «порке». Выговоры были вынесены замминистру обороны маршалу Василевскому, главкому ВВС генерал-полковнику авиации Жигареву и генералу Василию Сталину.
Примечательно, что благодаря дочери вождя Светлане Аллилуевой многие стали считать, что именно этот неудачный парад стал основным поводом для смещения Василия Сталина с поста командующего Московским округом. Этот факт упоминает в своей книге «Сталин: второе убийство» и Елена Прудникова. Однако парад состоялся 1 мая, а Василия Иосифовича попросили покинуть должность лишь летом. Эту загадку разгадала журналистка Лариса Васильева с помощью командующего дальней авиации Руденко. Он рассказал, что все произошло во время парада в честь Дня авиации. Тогда Сталин увидел Василия, находившегося в нетрезвом состоянии, и, разгневавшись, лишил его должности.
Можно ли мусульманам приветствовать немусульман «Ас-саляму алейкум»
«Обмывание» награды и
Фото: russian7.ru







