
В истории Гражданской войны сложно найти личность более противоречивую и одиозную, чем Станислав Булак-Балахович. В воспоминаниях его современников — будь то белые эмигранты, красные комиссары или иностранные дипломаты — он предстает как воплощение зла: погромщик, палач, патологический предатель и фальшивомонетчик. Но каков был этот человек на самом деле: кровавый бандит или народный лидер, потерявшийся в водовороте времени?
От управляющего имением до «батьки»
Его путь — классическая история социального лифта, открытого войной. Станислав Никодимович Балахович, родившийся в 1883 году в литовской семье, успел получить образование агронома и до Первой мировой войны управлял поместьем в Витебской губернии. Именно там, по некоторым данным, местные крестьяне впервые начали называть его «батькой» — за его защиту интересов перед хозяином и справедливое отношение.
На фронтах Первой мировой войны карьера Балаховича стремительно развивалась: из младших унтер-офицеров он быстро достиг звания корнета, командуя партизанским отрядом и проводя смелые рейды по немецким тылам. Эти действия, по всей видимости, пробудили в нем интерес к независимости и партизанской свободе.
Между красными и белыми
С восторгом восприняв Февральскую революцию, Балахович сохранил популярность среди солдат, которые избрали его своим командиром. Его личная смелость и харизма притягивали людей, создавая воинское формирование, преданное ему — явление, характерное для того времени.
В 1918 году он со своим полком перешел на сторону красных, участвуя в подавлении крестьянских восстаний. Однако уже осенью того же года «батька» переметнулся к белым, формировавшим Северо-Западную армию.
Версии его предательства
Обстоятельства этого перехода советская историография описывает следующим образом. Отряд Балаховича жестоко обращался с крестьянами, что вызвало недовольство даже среди большевиков. Сам наркомвоенмор Троцкий отдал приказ об отстранении Балаховича от должности и его суде. Чтобы избежать этого, Балахович и перешел к белым, с которыми якобы заранее установил связи.
Эта версия внутренне противоречива. Проще предположить, что солдаты Балаховича — крестьяне по происхождению — были недовольны своими карательными функциями. О его жестокостях против крестьян мы узнаем только из выступлений советских лидеров после его перехода к белым. Ясно, что на «предателя» удобно было свалить все грехи советской власти. Вряд ли «батька» стал бы столь популярен среди крестьян Петроградской и Псковской губерний, если бы до этого грабил и убивал их.
Свидетельства с другой стороны, что солдаты Балаховича были распущены и привезли с собой много денег, также легко объясняются. Ни красные, ни белые в тот период не отличались дисциплиной, и вполне возможно, что отряд Балаховича участвовал в советских реквизициях «буржуев». Не исключено, что, как утверждали о нем, он продолжал грабить богатых и после перехода к белым.
Балахович, поднявшийся в офицеры из низов, не любил «их благородий», мечтавших вернуть в России царскую власть, а то и (по признанию самого Антона Деникина) восстановить крепостное право. «Батька» считал оправданным стремление народов окраин России к независимости, установил связи с национальными лидерами Эстонии и Белоруссии, а затем и с лидером Польши Юзефом Пилсудским. Он тесно сблизился с эсером Борисом Савинковым.
Он стремился придать антибольшевистской борьбе народный масштаб и характер. 29 мая 1919 года, во время вступления в освобожденный от красных Псков, Балахович (к фамилии которого уже приклеился псевдоним «Булак», значение которого неизвестно) заявил собравшимся на митинг горожанам:
«Я воюю с большевиками не за царскую, не за помещичью Россию, а за новое Учредительное собрание. Я предоставляю обществу свободно решать, кого из арестованных или подозреваемых освободить и кого наказать. Всех, за кого вы поручитесь, я отпускаю на свободу. Коммунистов же и убийц повешу до единого человека!»
< Фото: russian7.ru







