
Война — это не только тактика и учёт потерь. Это также множество историй о невероятном везении, когда жизнь солдата висела на волоске, и его спасал случайный предмет — каска, портсигар или даже компот. Фронтовики называли это чудом, а сегодня мы можем увидеть в этих случаях целый пласт народного солдатского фольклора и удивительных совпадений.
Когда повседневные предметы становились защитой
Сказания о том, как обыденные вещи останавливают пули и осколки, передавались в окопах из уст в уста, вдохновляя надежду. После введения погон в 1943 году командиры настаивали на их безупречном виде. Подполковник Петр Михин вспоминал, как его сослуживцы вшили в его погоны стальные пластины от сбитого немецкого самолета. Эта «мода» спасла ему жизнь: осколок снаряда пробил погон и уперся в пластину, оставив лишь синяк. Без этой защиты осколок точно достиг бы сердца. В другой раз того же офицера уберег карабин, закинутый за спину — в его стальной патронник на полсантиметра вошел смертоносный осколок.
Боевые награды как защита
Ордена и медали, полученные за храбрость, иногда сами становились символами спасения. Десятки зафиксированных случаев говорят о том, что награды буквально принимали удары на себя.
Ветеран Михаил Лактионов, являвшийся командиром артиллерийского орудия, рассказывал, как в одном из сражений на Курской дуге застреленный им немец, падая, ударил офицера штыком в грудь. Штык попал прямо в медаль «За отвагу». Если бы не награда, дошел бы до сердца.
Перестрелка на Гончарной улице: самый черный день в истории российской милиции
По воспоминаниям военврача Ривы Попляк, аналогичным образом ей спасла жизнь медаль «За боевые заслуги» — от нее отлетел осколок. Младшему лейтенанту Игорю Субботникову во время форсирования Одера за 20 дней до Великой Победы минный осколок также попал в медаль «За отвагу», которая висела на гимнастерке в области сердца. Ордена Славы III степени уберегли стрелка-автоматчика Ивана Григорьева. При форсировании Днепра снайпер поразил «Красную Звезду» командира пулеметной роты Ивану Чертоку. Все эти солдаты и офицеры чудом выжили и прошли войну до победного 1945 года. Случаи, когда боевые награды спасали жизни советских бойцов, исчисляются десятками, многие из них остались лишь в рассказах и воспоминаниях фронтовиков и не были опубликованы.
Даже портсигар и компот
Лейтенант-призывник Прокопий Сафонов чудесным образом избежал гибели даже трижды. Первый случай не кажется необычным — в августе 1941 года вражеская пуля пробила ему каску и отрикошетила по шинели. Однако офицер не получил ни одной царапины.
Две другие истории действительно можно назвать удивительными — офицер остался жив благодаря предметам, не имевшим боевого назначения и не предназначавшимся для защиты от пуль и осколков. В одном из сражений в Болгарии Сафонов попал под пулеметный огонь. Он почувствовал, что его задело. Добравшись до окопа, вытащил портсигар, который оказался смят пулями. Засунув руку в другой карман, он обнаружил, что металлический фонарик тоже оказался изрешечен. Кроме того, пули пробили и шинель офицера. И снова — ни одной царапины на теле.
«Спящий пророк»: каким городам США Эдгар Кейси предсказал исчезновение
В Венгрии подразделение Прокопия Сафонова оказалось в окружении — господский двор «Мария» (местечко Херцегфальва)
Фото: russian7.ru







