
Проект атомной энергии в Советском Союзе находился под строгой завесой секретности. В то время как исследования скрывались под грифами «Совершенно секретно», повседневная жизнь ученых создателей была обременена необычными правилами, которые сейчас кажутся невероятными. Одним из самых странных являлся запрет на вождение автомобилей.
Секретный указ
Осенью 1948 года работа над созданием атомной бомбы подошла к критической стадии. В это время на стол Лаврентию Берии, который управлял проектом, был представлен протокол заседания Специального комитета. Среди обсуждаемых вопросов касательно сверхсекретного комбината № 817 (в настоящее время ПО «Маяк») находился пункт, который сегодня вызывает улыбку: о ДТП с участием физиков.
Стало известно, что два важных сотрудника Лаборатории № 2 (сейчас — Курчатовский институт) — Панасюк и Арцимович — сели за руль и попали в аварию. Итоги оказались печальными: Арцимович отделался испугом, тогда как Панасюк получил серьезные травмы.
Для руководства проекта это стало тревожным сигналом. В условиях, когда безопасность всей страны зависела от работы каждого ученого, любая травма или утрата были недопустимы. Решение было принято быстро: физикам-ядерщикам строго запретили управлять автомобилем, даже если у них имелись водительские права. Их передвижение теперь должны были обеспечивать только профессиональные водители.
Всего через три дня был издан соответствующий приказ, а шоферы, которые решились бы передать руль ученому, могли столкнуться с судебным разбирательством.
Другие правила для ученых
Издание таких, казалось бы, нелепых документов на самом деле было вызвано заботой о здоровье физиков-ядерщиков, на которых лежала огромная ответственность. Удивительно, но, как утверждает Валерий Хатюшин, автор книги «Протуберанцы. Размышления и воспоминания», в советские времена высококлассным ученым также запрещалось летать на самолетах, по крайней мере, в одном авиаборте. Чаще всего ядерщики передвигались по железной дороге в личных вагонах. Станислав Пестов в своей книге «Бомба: три ада ХХ века» упоминает о наличии такого вагона у одного из руководителей Атомного проекта Юлия Харитона.
Значительных физиков, работавших вместе с Игорем Курчатовым, также обеспечивали личной охраной. Об этом рассказывает в своей книге «Академик Ландау. Как мы жили. Воспоминания» Кора Ландау-Дробанцева. Тем не менее, не всем это нравилось. Так, по словам Коры Ландау-Дробанцевой, Лев Ландау был крайне недоволен, когда к нему решили приставить телохранителей. Ландау назвал их «охраной в виде надзора». Тем не менее, в Советском Союзе такая практика действительно имела место.
«Отрицательные»: что не так с людьми у которых «минусовая» кровь
ЧП в полку ВДВ: за что десантника №1 Маргелова сняли с должности в 1959 году
Что можно было приобрести на миллион российских рублей до 1 января 1998 года
Фото: russian7.ru







