
В историю мирового кино Роже Вадим (настоящее имя — Вадим Ипполитович Племянников) вошел не только как новатор французского кинематографа, но и как выдающийся «культурный феномен». Сын русской аристократки-эмигрантки и французской актрисы, он сумел элегантно сочетать в своём образе европейский шик и загадочную «русскую душу», став одним из самых влиятельных режиссеров и законодателем моды своего времени.
Культурный код
Родившись в 1928 году в Париже, Вадим получил блестящее образование в престижных учебных заведениях. Однако свое восприятие мира он определял так: «Что касается воспитания и культуры, я, безусловно, француз. Но в отношении к жизни я, в отличие от прагматичных французов, скорее, русский». Именно эта «русскость» — романтическое мышление, склонность к риску и эмоциональная глубина — стала его основным оружием в жизни.
Творческий симбиоз
Вадим вошел в историю как «творец звезд». Его уникальный подход заключался не в простом руководстве, а в тонком симбиозе, где он выступал «гранильщиком бриллианта». Его брак с Брижит Бардо в 1952 году стал настоящей сенсацией. Именно Вадим представил миру новую секс-символ, сняв актрису в своем дебютном фильме «И Бог создал женщину» (1956).
Эта картина не только произвела революцию в восприятии женственности на экране, но и сделала Бардо иконой стиля. Хотя их брак закончился через четыре года, они сохранили дружеские отношения. Бардо называла его «братом по крови», а Вадим подчеркивал, что его роль заключалась в том, чтобы помочь ей «избежать стереотипов запрограммированного поведения».
В семнадцатилетней Катрин Дорлеак (будущей Денев) Вадим увидел «завершенную красоту». Их связь, хоть и не оформленная официально, подарила миру не только звезду первого класса, но и сына Кристиана. По словам самой Катрин, Вадим пленил её не только романтикой, но и серьезностью своих намерений, которые, однако, остались на уровне слов.
Восьмилетний союз с американской актрисой Джейн Фондой стал для обоих временем профессионального подъема. Вадим стал для своей новой жены творческим наставником, чьи советы помогли ей обрести уверенность в себе и стать звездой мирового уровня. «Я был лишь гранильщиком бриллианта», — скромно отмечал режиссер.
Среди других его муз были датская модель Аннетт Стройберг, родившая ему дочь, а также Катрин Шнайдер и Мари-Кристин Барро.
Визит на историческую родину
В середине 1960-х годов Вадим и Джейн Фонда по приглашению советских кинематографистов посетили СССР. Эта поездка стала для режиссера погружением в культуру предков. В своих воспоминаниях он отмечал контрасты советской жизни: с одной стороны — поразившее его гостеприимство и глубокая образованность студентов, знавших западную культуру лучше многих европейцев, с другой — пустые прилавки и всепроникающая бюрократия.
«Спустя какое-то время я начал понимать русскую речь. Еще пару месяцев в России — и я заговорил бы на языке моих предков», — писал он, ощущая глубокую связь с страной, которую увидел впервые.
Искусство отношений
Уникальность Роже заключалась не только в его способности открывать таланты, но и в умении строить отношения. Все его бывшие жены сохранили к нему уважение и дружеские чувства, что ярко проявилось на его похоронах в 2000 году, где все они присутствовали вместе.
Сам режиссер объяснял этот феномен так: «Все мои четверо детей, а также дети моих жен не от меня… все они считают себя братьями и сестрами. Думаю, это произошло благодаря двум вещам. Я никогда не создавал драмы в моменты расставания с женщинами. И я всегда уделял внимание детям»
Фото: russian7.ru







