Что такое колючая проволока?

Лучший друг скотовода

Начиналось всё мирно. Колючую проволоку изобрели как дешёвое средство огородить пастбища. Металл в середине XIX века сильно подешевел, а производство его возросло. Заколотить в землю колья и натянуть проволоку мог даже неграмотный ранчеро. Да и с деревом на сельскохозяйственных равнинах отмечались некоторые ожидаемые трудности.

Ценник за ограждение тысячи гектаров деревом в Калифорнии в 1872 году непринуждённо выскочил к тысячам долларов — тогдашних, полновесных. В современных инфляционных баксах набегает порядка ста тысяч. Колючая проволока и колья стоили в разы меньше. Почувствуйте разницу!

Путь к полю боя

Начали всё португальцы в Африке в 1895 году. Заграждения из колючей проволоки давали самое ценное на войне с африканскими племенами — время. Триста португальцев с четырьмя пулемётами и тонким заборчиком из «колючки» остановили шеститысячную армию народа тсонга.

Тут-то военные эпохи и призадумались — какая же полезная штука получается!

Устройство колючей проволоки

Самое удивительное и разнообразное. В Канзасе даже есть музей со вполне обширной подборкой самой разной «колючки». Самая простая — одна или две проволочные жилы толщиной 2,5 мм, обмотанные короткими отрезками той же проволоки. Вполне достаточно, чтобы расшалившийся бычок ободрал шкуру и передумал бодаться с изгородью.

Но хотя с этого всё началось, на этом всё не закончилось.

Поле боя — XX век

Русско-японская война доказала, что грамотно прикрытая стрелками колючая проволока очень сильно тормозит любой штурм. Во время Первой мировой «колючку» оценили все участники боёв. Пулемётные подразделения эпохи могли за сутки боёв выпустить чуть ли не миллион патронов. На «колючке» перед их позициями оставались горы трупов — буквально. Ею отмечали вторые и третьи линии обороны. Её тащили вперёд сапёры при удачных наступлениях — прикрывать фланги прорыва.

Решение оказалось выигрышным и универсальным.

Борьба с проволокой

Бороться с проволокой дорого. Люди возле колючки гибнут под обстрелом. Пулемёты, миномёты и колючка вместе останавливают массированные пехотные атаки.

Заграждения пытались сносить артиллерийскими обстрелами — но единичные вагоны колючей проволоки требовали жечь орудийные снаряды эшелонами. Математика войны очень долго складывалась в пользу «колючки».

Танковый перелом

Господство прикрытых огнём заграждений подорвала только её величество танковая мощь. Первые «сухопутные корабли» подминали заграждения под себя, ломали и выворачивали колья, могли сносить их точным огнём своих пушек — с малым расходом снарядов. На один всё же нацеплявший полные гусеницы «колючки» и застрявший танк приходился как минимум один, за которым остался проход для пехоты.

Колючая проволока 2.0

Танки не выкинули «колючку» на свалку истории. Она тоже менялась. Сталь приобрела в прочности и упругости. Металлические крючья и скобы пришли на место деревянных кольев. В той же полосе заграждений появились сварные противотанковые ежи. Началось минирование заграждений, в том числе активное, с подрывом с пульта сапёра. Фугасные огнемёты — после которых проволока только слегка закоптится, а вот сапёрам противника точно конец. Плоская спираль «концертины», у которой вместо колючек вся боковая поверхность — одно зазубренное лезвие…

Нет, сдавать позиции колючая проволока не собирается и в XXI веке!

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.В следующей статье серии читайте о кораблях из бетона >>

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий