Главное правило советских разведчиков: как вести себя во время провала

Главное правило советских разведчиков: как вести себя во время провала

Советский Союз вкладывал в подготовку разведчиков огромные суммы денег – от 3 до 5 миллионов рублей. В этот «чек» входили зарплата, обучение иностранным языкам и боевым искусствам, психологическая подготовка. Готовили также разведчиков в СССР и к провалу. Существовал даже свод правил, следовать которому следовало в исключительных случаях – тогда, когда задание оказывалось на грани срыва.

Школа разведчиков

В программу подготовки советских разведчиков обязательно входила разработка легенды. После того как агент проходил необходимую подготовку, ему требовалось вжиться в роль, что уже было непросто. Играть приходилось либо человека, никогда не существовавшего, либо не существующего на данный момент.

К этому пункту, как правило, разведчики относились с особым вниманием. Они прекрасно понимали, что провал операции – это, прежде всего, их проблема. В лучшем случае таких разведчиков ждало выдворение из страны, в худшем – смертная казнь. А «споткнуться» при исполнении таких ролей можно было буквально на каждой мелочи.

Чтобы минимизировать риски, документы старались всегда прятать под высоковольтной линией, где едва ли неожиданно могло начаться строительство. В случае шпионского скандала связь с агентом, который выдал себя, временно прерывалась. Тут уже многое зависело от самого разоблачённого. Держаться требовалось до последнего. Если он не начинал сливать ценную информацию, то существовала вероятность того, что ситуация «устаканится». Принадлежность к советской агентуре ведь требовалось ещё доказать!

Невиновен, пока не доказано обратное

Разведчик, попавший под подозрение, должен был говорить как можно меньше, отпираться до последнего, никому не доверять, ну а за пистолет хвататься и вовсе разрешалось в самый последний момент. «Вину не признал» – вот ключевая фраза для советского военного трибунала.

Понятно, что разведчиков могли взять и вместе с компрометирующими документами. «Папку с секретными документами вы у меня из-за пазухи вытащили? Да это вы сами мне её подсунули! Отпечатки моих пальцев на той папке нашли? Да вы же мою руку насильно к ней и приложили!», – так описывал шаблонное поведение разоблачённых секретных агентов писатель Виктор Суворов, служивший в военной разведке. По его словам, секрет успеха заключался в умении полностью абстрагироваться от происходящего на допросе – вести себя так, будто это касается кого-то другого. «Признаваться ни в чём нельзя!», – заключал Суворов.

Но самое опасное – это предательство. Бороться с этим явлением было практически невозможно. Информация об очередном предателе всплывала всегда неожиданно и в самый неподходящий момент. При этом советская сторона делала всё для того, чтобы у разведчиков не было даже желания поглядывать в сторону противника. Но, как говорится, знать бы где упасть – подстелил бы соломки. Иногда разведчики-предатели предавали Родину не из корыстных побуждений, а из идеологических.

Источник
Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий