Боевые корабли: топ-10 самых красивых

Но, поскольку все эпохи объять невозможно, ограничимся временем поближе к нам. Последней, скажем, сотней лет. Поехали.

10. Авианосец «Викториес»

Корабль Её Величества «Викториес», 1960 год

Авианосцы вообще не блещут изяществом. Вот это вот всё «Сэр, больше всего это похоже на обувную коробку» и «боже, мой муж командует плавучим гаражом». Но мы любим авианосцы, и если уж искать в них красоту, то в этом корабле. Исходно «Викториес» очень пропорциональный представитель своего класса. Удачная модернизация в 1950-е годы позволила авианосцу пережить многих ровесников. Вот он, корабль Её Величества «Викториес», летит куда-то по своим делам (на самом деле, проходит испытания) на полном ходу, подняв бурун и отбрасывая тяжёлую отбойную волну на километры в сторону. Здоровенная «бочка» 3D-радара «Тип 984» вращается в поисках целей, а носовая часть полётной палубы занята «Си Виксенами» — истребителями столь же несуразными, сколь и симпатичными.

9. Линейный корабль «Шарнхорст»

Линейный корабль «Шарнхорст» на испытаниях, 1939 год

Функциональный и одновременно лёгкий силуэт тяжёлого корабля. Форма башен и надстроек сразу выдает знающему человеку фрица. Характерное порождение 1930-х, когда стремительные линии футуристичного дизайна вырвались из-под наслоений времён стимпанка. Корабли этого периода сравнимы, наверное, с творениями Ле Корбюзье, Маркелиуса и Мельникова в архитектуре — где функционализм сочетался с авангардизмом очертаний и визуальной лёгкостью конструкций… И «Шарнхорст» — замечательный образец этого течения.

8. Линейный крейсер «Худ»

Корабль Его Величества «Худ», 1920-е годы

«Могучий Худ», «королевская яхта», «линкор с силуэтом лёгкого крейсера» — как только его не называли. Линейный крейсер, заложенный в день Ютландской битвы — последней генеральной баталии тяжёлых артиллерийских кораблей — он опоздал на войну, для которой предполагался. Изящный, обманчиво-лёгкий силуэт, выдающий отличные ходовые качества, скрадывает гигантские размеры: сорок тысяч тонн водоизмещения. Блестящая карьера светской звезды, неизменного флагмана, любимца королей и героическая гибель в итоге. Что ещё нужно для легенды?

7. Линейный корабль «Ришельё»

Линкор «Ришельё» в походе, 1953 год

Ах, это переднее расположение башен главного калибра и гармоничное сочетание их с надстройкой и линией палубы. Какая устремлённость, какой гимн скорости! Ещё один изящный тяжеловес. Франция, отличавшаяся совершенно химерическими (хоть и по-своему рациональными) конструкциями кораблей в додредноутную эпоху, в 1930-е годы и позднее родила целую вереницу эстетических шедевров — ярких и солнечных, как и страна, их создавшая. Но «Ришельё» и его систершип «Жан Бар» выделяются даже на этом фоне. Пират и кардинал — это сила!

6. Лидер эскадренных миноносцев «Ташкент»

Лидер эсминцев «Ташкент» на испытаниях (ещё без артиллерии), 1938 год

«Голубой крейсер», короткая и славная легенда ВМФ СССР, построенная по советскому заказу в Италии. Стремительный силуэт, заточенный под максимальный ход в 43 узла с гаком, белоснежные буруны, широкие трубы, намекающие на огромную мощность машин (130 тысяч лошадиных сил имел не каждый линкор, а тут лидер эсминцев в 3000 тонн стандартного водоизмещения). «Ташкент» стал одним из приобретений «итальянской эры» развития советского кораблестроения, и отголоски этого дизайна слышны до сих пор.

5. Линейный корабль «Литторио»

Линейный корабль «Литторио»

Ещё один итальянец, на сей раз собственно итальянский. Всё знаем и про неудачную артиллерию главного калибра, и про вообще не слишком славную историю итальянского флота во Второй Мировой, но мы тут про красоту. А «Литторио», и его систершипы — «Витторио Венето», «Рома» и недостроенный «Имперо» — удивительно красивы. Передняя надстройка — словно башня итальянского же средневекового города, изящные навершия дымогаров слегка запрокинуты назад, пустая чистая корма с длинной штангой катапульты для гидросамолёта. Фотомодель. И вообще модель. Собрать минимум одного итальянца — удел каждого уважающего себя поклейщика корабликов.

4. Сторожевой корабль «Сметливый»

Сторожевой корабль «Сметливый» в порту Гранд-Харбор, Мальта, 2013 год (фото: Антон Блинов)

А вот пас от итальянцев русским, перескочивший Вторую мировую с парой отскоков в конце 40-х — начале 50-х, врывается в ракетно-ядерную гонку. Узнаёте? Этот изящный волноподобный силуэт с острым как бритва форштевнем, лёгкие решетчатые конструкции мачт, широченные дымогары (у нас уже газовые турбины), и за их высокий звук эти корабли назовут «Поющими фрегатами». Ну и конечно, пусковые установки управляемых ракет. Новая эра. Большие противолодочные корабли/сторожевые корабли проекта 61, всего их было двадцать. Это сейчас «Сметливый» — дедушка, ветеран и наследие, а тогда, в 1960-70-х — заря научно-технической революции.

3. Большой противолодочный корабль «Керчь»

Большой противолодочный корабль «Керчь»

Если вы думаете, что дальше у СССР кончились красивые корабли, то вы неправильно думаете. «Керчь» тут не просто так, это международно признанная фотомодель проекта 1134Б, по чертежам которого американцы пытались алгеброй гармонию поверить — рисовали «линии силы» в поисках ответа на вопрос, почему советские корабли смотрятся стремительно и грозно. Ведь правда смотрится. И стремительно, и грозно. Зримо сдвинутый назад «центр тяжести» надстроек и устремленные вперёд и вверх антенные посты и боевые комплексы дают визуальное ощущение скорости и мощи. Сейчас старушка «Керчь» доживает свой век на приколе, но, будем надеяться, станет кораблём-музеем.

2. Тяжёлый крейсер «Тонэ»

Тяжёлый крейсер «Тонэ»

Японские тяжёлые крейсера прекрасны, и дай нам волю, рейтинг состоял бы из них полностью, но возьмём всё же один, с кровью оторвём, можно сказать. Последний проект. Длинный профиль с изящным подъёмом бака к форштевню — самое то для бесконечных волн Пацифики. Сгруппированные в носу башни главного калибра… может, не слишком хорошо с точки зрения боевой устойчивости, но облегчает управление огнём, а как смотрится! В проёмах фальшборта ближе к корме дремлют 610-миллиметровые торпедные аппараты — «длинный меч» Императорского японского флота, который унесёт немало корабельных жизней! В меру тяжёлая надстройка намекает на солидный класс корабля, а запрокинутый комбинированный дымогар — на скоростные возможности. Корма занята под авиагруппу — гидросамолёты-разведчики. Это вообще очень похоже уже на решения будущих 1960-х, но тогда на кораблях уже появятся вертолёты.

1. Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий»

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий»

Вы думаете, мы могли закончить кем-то другим? Нет, конечно. Извините за предсказуемость. Просто любуйтесь.

:Илья Крамник:
И спецприз от научного редактора. Линейные корабли типа «Нельсон». Плавающая крепость прекрасна сама по себе, а те, кто против, ничего не понимают в эстетике Большого Бдыщ.

Корабль Его Величества «Нельсон», 1942 год Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий