Но, поскольку все эпохи объять невозможно, ограничимся временем поближе к нам. Последней, скажем, сотней лет. Поехали.
- 10. Авианосец «Викториес»
- 9. Линейный корабль «Шарнхорст»
- 8. Линейный крейсер «Худ»
- 7. Линейный корабль «Ришельё»
- 6. Лидер эскадренных миноносцев «Ташкент»
- 5. Линейный корабль «Литторио»
- 4. Сторожевой корабль «Сметливый»
- 3. Большой противолодочный корабль «Керчь»
- 2. Тяжёлый крейсер «Тонэ»
- 1. Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий»
10. Авианосец «Викториес»
Корабль Её Величества «Викториес», 1960 год
Авианосцы вообще не блещут изяществом. Вот это вот всё «Сэр, больше всего это похоже на обувную коробку» и «боже, мой муж командует плавучим гаражом». Но мы любим авианосцы, и если уж искать в них красоту, то в этом корабле. Исходно «Викториес» очень пропорциональный представитель своего класса. Удачная модернизация в 1950-е годы позволила авианосцу пережить многих ровесников. Вот он, корабль Её Величества «Викториес», летит куда-то по своим делам (на самом деле, проходит испытания) на полном ходу, подняв бурун и отбрасывая тяжёлую отбойную волну на километры в сторону. Здоровенная «бочка» 3D-радара «Тип 984» вращается в поисках целей, а носовая часть полётной палубы занята «Си Виксенами» — истребителями столь же несуразными, сколь и симпатичными.
9. Линейный корабль «Шарнхорст»
Линейный корабль «Шарнхорст» на испытаниях, 1939 год
Функциональный и одновременно лёгкий силуэт тяжёлого корабля. Форма башен и надстроек сразу выдает знающему человеку фрица. Характерное порождение 1930-х, когда стремительные линии футуристичного дизайна вырвались из-под наслоений времён стимпанка. Корабли этого периода сравнимы, наверное, с творениями Ле Корбюзье, Маркелиуса и Мельникова в архитектуре — где функционализм сочетался с авангардизмом очертаний и визуальной лёгкостью конструкций… И «Шарнхорст» — замечательный образец этого течения.
8. Линейный крейсер «Худ»
Корабль Его Величества «Худ», 1920-е годы
«Могучий Худ», «королевская яхта», «линкор с силуэтом лёгкого крейсера» — как только его не называли. Линейный крейсер, заложенный в день Ютландской битвы — последней генеральной баталии тяжёлых артиллерийских кораблей — он опоздал на войну, для которой предполагался. Изящный, обманчиво-лёгкий силуэт, выдающий отличные ходовые качества, скрадывает гигантские размеры: сорок тысяч тонн водоизмещения. Блестящая карьера светской звезды, неизменного флагмана, любимца королей и героическая гибель в итоге. Что ещё нужно для легенды?
7. Линейный корабль «Ришельё»
Линкор «Ришельё» в походе, 1953 год
Ах, это переднее расположение башен главного калибра и гармоничное сочетание их с надстройкой и линией палубы. Какая устремлённость, какой гимн скорости! Ещё один изящный тяжеловес. Франция, отличавшаяся совершенно химерическими (хоть и по-своему рациональными) конструкциями кораблей в додредноутную эпоху, в 1930-е годы и позднее родила целую вереницу эстетических шедевров — ярких и солнечных, как и страна, их создавшая. Но «Ришельё» и его систершип «Жан Бар» выделяются даже на этом фоне. Пират и кардинал — это сила!
6. Лидер эскадренных миноносцев «Ташкент»
Лидер эсминцев «Ташкент» на испытаниях (ещё без артиллерии), 1938 год
«Голубой крейсер», короткая и славная легенда ВМФ СССР, построенная по советскому заказу в Италии. Стремительный силуэт, заточенный под максимальный ход в 43 узла с гаком, белоснежные буруны, широкие трубы, намекающие на огромную мощность машин (130 тысяч лошадиных сил имел не каждый линкор, а тут лидер эсминцев в 3000 тонн стандартного водоизмещения). «Ташкент» стал одним из приобретений «итальянской эры» развития советского кораблестроения, и отголоски этого дизайна слышны до сих пор.
5. Линейный корабль «Литторио»
Линейный корабль «Литторио»
Ещё один итальянец, на сей раз собственно итальянский. Всё знаем и про неудачную артиллерию главного калибра, и про вообще не слишком славную историю итальянского флота во Второй Мировой, но мы тут про красоту. А «Литторио», и его систершипы — «Витторио Венето», «Рома» и недостроенный «Имперо» — удивительно красивы. Передняя надстройка — словно башня итальянского же средневекового города, изящные навершия дымогаров слегка запрокинуты назад, пустая чистая корма с длинной штангой катапульты для гидросамолёта. Фотомодель. И вообще модель. Собрать минимум одного итальянца — удел каждого уважающего себя поклейщика корабликов.
4. Сторожевой корабль «Сметливый»
Сторожевой корабль «Сметливый» в порту Гранд-Харбор, Мальта, 2013 год (фото: Антон Блинов)
А вот пас от итальянцев русским, перескочивший Вторую мировую с парой отскоков в конце 40-х — начале 50-х, врывается в ракетно-ядерную гонку. Узнаёте? Этот изящный волноподобный силуэт с острым как бритва форштевнем, лёгкие решетчатые конструкции мачт, широченные дымогары (у нас уже газовые турбины), и за их высокий звук эти корабли назовут «Поющими фрегатами». Ну и конечно, пусковые установки управляемых ракет. Новая эра. Большие противолодочные корабли/сторожевые корабли проекта 61, всего их было двадцать. Это сейчас «Сметливый» — дедушка, ветеран и наследие, а тогда, в 1960-70-х — заря научно-технической революции.
3. Большой противолодочный корабль «Керчь»
Большой противолодочный корабль «Керчь»
Если вы думаете, что дальше у СССР кончились красивые корабли, то вы неправильно думаете. «Керчь» тут не просто так, это международно признанная фотомодель проекта 1134Б, по чертежам которого американцы пытались алгеброй гармонию поверить — рисовали «линии силы» в поисках ответа на вопрос, почему советские корабли смотрятся стремительно и грозно. Ведь правда смотрится. И стремительно, и грозно. Зримо сдвинутый назад «центр тяжести» надстроек и устремленные вперёд и вверх антенные посты и боевые комплексы дают визуальное ощущение скорости и мощи. Сейчас старушка «Керчь» доживает свой век на приколе, но, будем надеяться, станет кораблём-музеем.
2. Тяжёлый крейсер «Тонэ»
Тяжёлый крейсер «Тонэ»
Японские тяжёлые крейсера прекрасны, и дай нам волю, рейтинг состоял бы из них полностью, но возьмём всё же один, с кровью оторвём, можно сказать. Последний проект. Длинный профиль с изящным подъёмом бака к форштевню — самое то для бесконечных волн Пацифики. Сгруппированные в носу башни главного калибра… может, не слишком хорошо с точки зрения боевой устойчивости, но облегчает управление огнём, а как смотрится! В проёмах фальшборта ближе к корме дремлют 610-миллиметровые торпедные аппараты — «длинный меч» Императорского японского флота, который унесёт немало корабельных жизней! В меру тяжёлая надстройка намекает на солидный класс корабля, а запрокинутый комбинированный дымогар — на скоростные возможности. Корма занята под авиагруппу — гидросамолёты-разведчики. Это вообще очень похоже уже на решения будущих 1960-х, но тогда на кораблях уже появятся вертолёты.
1. Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий»
Тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий»
Вы думаете, мы могли закончить кем-то другим? Нет, конечно. Извините за предсказуемость. Просто любуйтесь.
:Илья Крамник:
И спецприз от научного редактора. Линейные корабли типа «Нельсон». Плавающая крепость прекрасна сама по себе, а те, кто против, ничего не понимают в эстетике Большого Бдыщ.
Корабль Его Величества «Нельсон», 1942 год Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.