Топ-5 американских фильмов о войне на Балканах

Как известно, «из всех искусств для нас важнейшим является кино». Оно «программирует» зрителя, определяет вкусы, манеры и восприятие мира в целом.

В 90-е годы Запад начал информационную войну против Сербии. Чтобы закрепить в сознании зрителя негативный образ сербов, Голливуд снимал фильмы, где они выступали в роли «плохих парней».

И вот самые примечательные картины об этом. Осторожно, спойлеры!

1. «Миротворец» (The Peacemaker, 1997)

Главный «плохой парень» — русский генерал Кодоров (Александр Балуев) — собирается перепродать похищенное им ядерное оружие международным террористам.

В одном из эпизодов грузовик с генералом и четырьмя ядерными зарядами направляется в Иран. Американские оперативники, не дожидаясь разрешения от российских властей, из воздушного пространства Турции на трёх вертолётах вторгаются в Дагестан. Нет, географические нестыковки создателей фильма не смущают.

По сюжету террорист-серб, сумевший таки уйти с ядерным зарядом, принимает участие в подготовке атаки на Нью-Йорк. Побуждения его, впрочем, понятны: он потерял жену и дочь во время войны. Их подстрелил снайпер, а западные солдаты не оказали им помощь.

Как бы там ни было, главные герои (Николь Кидман и Джордж Клуни) предотвращают теракт.

2. «В тылу врага» (Behind Enemy Lines, 2001)

Это фильм, в основу которого легла реальная история. 2 июня 1995 года боснийские сербы в районе города Баня-Лука (на западе Боснии) ракетой из ЗРК «Куб» сбили «мирно пролетавший» американский F-16. Это серьёзно охладило пыл США на пару месяцев.

Лётчик выжил. Он прятался шесть дней, после чего американцы развернули масштабную операцию и спасли его.

По мотивам произошедшего как раз и сняли фильм «В тылу врага» (Behind Enemy Lines). В роли «главгада» снялся Владимир Машков.

На экране нашли воплощение самые грязные голливудские фантазии. Так, пилот на земле внезапно становится свидетелем военных преступлений сербской армии. И главное — он спасает диск с записью этих преступлений.

А Машков в роли злодея — как и положено злодеям — погибает. Бравый американский лётчик убивает его в схватке… фальшфайером.

3. «Снайпер-2» (Sniper 2, 2002)

После успеха фильма «Снайпер» (1993), в котором доблестные американцы уничтожают наркодельцов в Панаме, сняли «Снайпер-2» (2002).

Сюжет соответствует духу времени. Два американца (Беккет и Коул) прибывают в Сербию. Они должны устранить генерала, ответственного за этнические чистки в Косово. Что, собственно, герои с помощью местной подпольщицы и делают.

Американский снайпер Беккет использует винтовку Мосина, которую он — как специалист и настоящий знаток оружия — называет «Маузером».

В одной из сцен сербы при поддержке танков атакуют «хороших парней». Но американцев танками не взять!

Они и в столкновении с сербским спецназом оказываются на голову выше и всех убивают.

В конце фильма выполнивших долг стрелков уносит прилетевший американский вертолёт (и это хорошо, а то бы снайпер там вообще всех поубивал). Раненый Коул уже на борту умирает.

Занавес!

4. «Сезон убийц» (Killing Season, 2013)

Фильм «Сезон убийц» начинается с пропагандистских тезисов. По методичке. Зрителю сообщают, что сербская армия в 1992 году вторглась в соседнюю Боснию и начала жестокую войну. Голос за кадром рассказывает о геноциде, в результате которого погибли свыше 200 тысяч человек.

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

Вскоре после референдума о независимости Боснии, состоявшегося 29 февраля 1992 года, ЮНА (Югославская народная армия) была выведена с территории республики. Сербская армия никуда не вторгалась — она была создана сербами, проживавшими на территории республики. А цифры в 200-250 тысяч погибших были запущены в СМИ во время войны, чтобы «демонизировать» сербов.

Сейчас общепринятая оценка погибших за время войны во всех трёх общинах — менее 100 тысяч. Причём более половины жертв в каждой из общин составляют солдаты и ополченцы, что противоречит версии о каком-либо организованном геноциде.

На второй минуте мы видим концлагерь, что является отсылкой к самому известному информационному фейку той войны.

Видим кадры вторжения войск НАТО в 1995 году в Боснию (хотя в 1995-м силы альянса ограничились лишь бомбардировками; вторжение осуществили вооружённые силы Хорватии, подготовленные американскими инструкторами). Видим бой, где американцы при освобождении лагеря берут в плен сербских солдат из отряда «Скорпионы» и расстреливают их…

Затем действие переносится в «наши дни», спустя 18 лет после этих событий.

Роберт Де Ниро играет американского ветерана, участника расстрела сербских пленных. А Джон Траволта — сербского спецназовца Ковача, из отряда «Скорпионы», единственного уцелевшего в той самой бойне.

Ковач начинает охоту на старого врага. Под видом туриста приезжает к ветерану, ведущему жизнь отшельника в живописной глубинке. «Вот и встретились два одиночества».

Выяснив, кто есть кто, герои долго пытаются друг друга убить. Итог — боевая ничья.

Они заключают перемирие. После чего сербский спецназовец, прозрев и всё осознав, возвращается в Сербию, чтобы начать новую, правильную жизнь. Американский ветеран тоже начинает всё с чистого листа.

На втором плане

Основная линия фильма не всегда должна быть прямо связана с войной на Балканах. Создатели иногда отдавали конфликту «роль» второго плана, действуя на подсознание зрителя. И в качестве такого примера можно привести кинофильмы «Саботаж» и «Загнанный».

«Саботаж» (Sabotage, 1996)

Главный герой — бывший морской пехотинец Майкл Бишоп (Марк Дакаскос) — работает телохранителем у сенатора.

В 1993 году в Боснии морпех участвует в операции по освобождению заложников. Однако тут вмешивается «третья сила» в лице американского же наёмника Шервуда. Который всех (в том числе и заложников) убивает. Сам Бишоп получает семь пуль, но, так как он герой положительный, ему этого недостаточно. И он остаётся жив.

Американские морпехи в Боснии 1993 года и освобождение ими заложников — это, конечно, та ещё развесистая клюква.

«Загнанный» (The Hunted , 2003)

Фильм для выживальщиков и ножеманов об американском посттравматике в сильно запущенной форме.

В американском лесу кто-то успешно охотится на американских же охотников и убивает их ножом.

Отставной спецназовец Эл-Ти (Томми Ли Джонс) присоединяется к команде, которая ищет убийцу. Им оказывается его лучший ученик — Аарон Хэллэм (Бенисио дель Торо).

Также выясняется, что после командировки в Косово он слетел с катушек и превратился в робота-убийцу. Боец числится пропавшим без вести, официально его не существует.

В дальнейшем всплывает ещё одно громкое убийство, в котором виновен Хэллэм со своим «балканским» прошлым. А заканчивается всё тем, что Эл-Ти убивает своего ученика.

5. «Спаситель» (Savior, 1998)

Но в кино, как и в жизни, нет правила без исключения. И к таковым можно отнести фильм «Спаситель».

Это кино Оливера Стоуна об американце, бывшем солдате французского Иностранного легиона, который отправляется на войну на стороне сербов. Персонаж нетипичный и кинофильм тоже.

Представители всех трёх общин в кровавом безумии убивают друг друга.

Здесь нет однозначно положительных персонажей. Этот фильм — белая ворона в стае чёрных ворон.

Наверное, каждый может сказать о Голливуде: Odi et amo! — «Ненавижу и люблю».

Несмотря на все свои недостатки, «фабрика грёз» остаётся лидером киноиндустрии и образцом для подражания. Она успешно осваивает новые жанры и форматы. И никаких альтернатив ей не видно.

И пока это так, свет ещё увидит фильмы, в которых «хорошие парни» из Штатов будут без устали спасать мир от «плохих парней» с Балкан.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий