Почему военные корабли серые?

Если коротко — это для маскировки. Серый цвет с голубоватым оттенком хуже всего заметен на фоне моря и неба.

В старые времена, когда корабли воевали гладкоствольными пушками крохотной по современным меркам мощности, для боя им надо было сойтись почти вплотную. Естественно, маскироваться в таких условиях было бессмысленно — разве что шапку-невидимку на корабль натянуть. Поэтому вопросами камуфляжной раскраски корпуса не заморачивались. Хотя паруса, как самую заметную издали часть корабля, по некоторым данным, пытались красить в тёмный цвет, но распространения эта практика не получила. Краски надо много, держится она недолго — в итоге мороки больше, чем пользы.

А вот когда появились дальнобойные нарезные орудия и дистанции в сражениях стали исчисляться милями, — внезапно оказалось, что красивая и яркая раскраска боевых кораблей, эффектно выглядящая на параде, на войне вредна, так как облегчает противнику вычисление дистанции и прицеливание. Нужен был цвет, максимально совпадающий с цветом окружения. Понятно, что и поверхность моря, и тем более небо бывают очень разными — в зависимости от времени суток, погоды и прочих факторов, — но плюс-минус универсальным для маскировки на их фоне оказался серый цвет с зеленоватым или голубоватым оттенком. Первыми свой флот выкрасили в серый Австро-Венгрия и Япония. Затем последовали и прочие морские державы. В России, например, серо-зелёной краской покрыли корабли Тихоокеанской эскадры в 1903 году.

В годы Первой мировой начались эксперименты с более продвинутым камуфляжем, который получил название «ослепляющего». Яркие контрастные пятна или полосы причудливой конфигурации здорово затрудняли определение расстояния до корабля — даже направления, в котором он движется. Такая раскраска использовалась и во Вторую мировую, но уже реже — появились радары и другие продвинутые средства обнаружения, которым было абсолютно всё равно, как раскрашена цель.

Так что моряки вернулись к простой серой окраске — не такой эффективной с точки зрения визуальной маскировки, зато более дешёвой, чем «ослепляющий камуфляж». В итоге она сохранилась до сих пор и, скорее всего, будет типичной для боевых кораблей ещё очень долго.

В русском языке серо-голубой цвет, в который красят корабли, называется «шаровым». В старину слово «шаровый» обозначало серый, дымчатый цвет — отсюда же, кстати. произошла распространённая собачья кличка Шарик.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.В следующей статье серии читайте о том, чём БМП отличается от БТР >>

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий