«Третий Рим»: почему Москва получила такое прозвище
Ещё во времена Рюриковичей к Москве «пристало» прозвище «Третий Рим». Это понятие легко в основу российской государственности, сделав Белокаменную наследницей Царьграда.
Не смогли договориться
Всё началось с раскола Западной и Восточной Христианских Церквей. На Ферраро-Флорентийском соборе в 1438-1439 годах Константинопольские патриархи сделали несколько уступок папству, что в среде русского православия восприняли неоднозначно.
В 1441 году Василий II сместил митрополита Исидора, который представлял на соборе Москву. Его последователем стал святитель Иона, русский по происхождению. Назначение нового митрополита предварительно не согласовали ни с Константинополем, ни с Киевом, что могло означать только одно – Москва не признаёт Флорентийскую унию.
Данные перемены в русском обществе восприняли с воодушевлением, но также понимали – оставлять Православную Церковь без духовного центра нельзя. Так появилась идея о централизации православия вокруг Москвы.
1492 год по православному календарю завершал 7000-летний период, ведущий свое начало от Сотворения мира. Наиболее идеального времени, чтобы провозгласить Москву православным центром, представить трудно. Да и на Руси ждали перемен вместе с наступлением нового церковного тысячелетия.
Миссия выполнима
Всё же формулировка «Москва – Третий Рим» впервые встречается в письме псковского старца Филофея великокняжескому дьяку Мисюрю Мунехину. «Два Рима пали, третий стоит, и четвёртому не бывать», – писал церковный деятель.
Руси же было необходимо не только на словах, но и на деле доказать право именоваться Третьим Римом. У Византии перенимается как символ двуглавый орёл, по византийским образцам перестраивается Московский Кремль, а в 1547 году Ивана Грозного венчают на царство. Следующим шагом стало утверждение в 1589 году патриаршества.
Концепция «Третьего Рима» оказалась определяющей на многие столетия. По мнению историков и философов, именно с этого началось противостояние Москвы и Запада. «Третий Рим» отказался перенимать навязываемые ценности, намекая на свой собственный уникальный путь развития, что на Западе не смогли воспринять адекватно.
Источник