Нуар, скандал и киберпанк

Сами по себе «Спящие», при всех сюжетных нестыковках, ― вполне неплохое шпионское кино в духе классики жанра. Более того, это очень современное шпионское кино.

Оно уделяет немало внимания актуальным в наши дни методам непрерывной борьбы спецслужб разных стран, давно уже мало похожим на переход границы в ластах задом наперёд под видом куста развесистой клюквы.

Интрига фильма и большая часть сюжета вращаются вокруг информационной войны ― именно её логике подчинены и убийства, и теракты, и шантаж, и пробуждение тех самых «спящих» агентов.

Схематично, но в целом живо и забавно показана роль интернета и соцсетей в современных информационных войнах. В том числе организация пресловутой «фабрики троллей», старательно отыгрывающих «негодование общественности» согласно поставленной задаче.

Фильм очень ярко демонстрирует, что главное в наши дни — завоевать «умы и сердца», стать хозяевами дискурса для активной части общества, и тогда невозможное становится возможным.

Или не становится, несмотря на все усилия и расчёты. Военная фортуна ― дама ветреная, и в информационной войне, как и в любой другой, универсальных формул и стопроцентно надёжных методов достижения цели нет, как бы ни верили политтехнологи и конспирологи во всемогущество «методичек Шарпа».

Львиная доля работы в информационной войне в наши дни выполняется именно в интернете. Так что будни соцсетей и их обитателей, добровольных и оплачиваемых бойцов информационных фронтов, ― и есть современный, актуальный и реалистичный киберпанк.

Является ли этот фильм пропагандой? Наверное, да. Вот только нуарный принцип «правды нет, все сволочи с горой скелетов в шкафах» в нём явно перевешивает идеологический посыл. Это и близко не классический советский шпионский роман про мужественных, идейно выдержанных чекистов, во славу партии и правительства ловящих злокозненных и растленных империалистических вредителей с печатью вырождения на физиономиях из книг Чезаре Ломброзо.

Тут у каждого своя правда, своя боль и свои оправдания этически неоднозначным действиям, вплоть до самой лютой гадости и запредельного свинства. Что вполне жизненно и психологически достоверно.

Как обычно и бывает: одни защищают свою систему вместе со всеми её язвами и уродствами, другие пытаются её сломать ради всего хорошего против всего плохого. И ради этого оказываются готовы пойти на сотрудничество с такой же точно системой, но чужой. Которая плевать хотела на борьбу с коррупцией и защиту прав трудящихся, просто устраняет конкурентов. Как говорится, ничего личного.

И точно так же ― ничего личного, просто интересы дела превыше всего ― и пойманные на крючок из высших соображений, и охотно севшие на него за толстую пачку денег при малейшей попытке дёрнуться ощущают у виска или горла холодную сталь. Вам ведь не хотелось бы получить родную дочь в виде анатомического набора? Тогда нужно не дрыгаться и нервничать, а немного помочь свободе и демократии, ну или там победе коммунизма во всём мире…

Авторы жёстко показывают слабые места всех сторон, представленных в фильме. Цельным и безупречным показан разве что американский разведчик, командующий операцией ЦРУ, да и то явно из нежелания усложнять и без того нагруженное повествование.

Финал фильма вполне нуарен. Шпионы изрядно потрёпаны, но отнюдь не побеждены. Справедливость не восторжествовала, правосудие обрушило меч в том числе и на непричастных. Суть игры в лучших традициях Ле Карре оказалась не совсем той, что предполагалась протагонистами.

Конечно, этот фильм всё ещё весьма далёк от подлинных шедевров и образчиков нуар-киберпанка вроде «Призрака в доспехах» или поздних романов мэтра Уильяма Гибсона. Но ― «верной дорогой идёте, товарищи». Больше стиля и вдумчивого изучения классики жанра, меньше нестыковок и топорности в продвижении линии партии ― и в следующий раз, возможно, получится история по-настоящему суровая и правдивая.

P. S. А вам фильм понравился или нет? Делитесь впечатлениями в комментариях.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий