Война

Главное пугало Кригсмарине

Истории Тирпица-человека и парохода, то есть линкора, в чем-то схожи. Альфред фон Тирпиц посвятил свою жизнь созданию германского флота, способного бросить вызов «владычице морей». В чём-то у него это даже получилось, вызов он бросил, и — ой! — его даже приняли. Ничем хорошим это, правда, не кончилось.
Андрей Бекасов /
42K
57
42
541
Фото: Источник
Истории Тирпица-человека и парохода, то есть линкора, в чем-то схожи. Альфред фон Тирпиц посвятил свою жизнь созданию германского флота, способного бросить вызов «владычице морей». В чём-то у него это даже получилось, вызов он бросил, и — ой! — его даже приняли. Ничем хорошим это, правда, не кончилось.

Ни для Тирпица, ни для Германии, потому что островитяне просто начали строить по два корабля в ответ на каждый немецкий. Из вполне практических соображений: двое на одного, может, и нечестно, зато эффективно. В итоге к концу войны любимое детище Тирпица боялось высунуть нос из гаваней, а сам гросс-адмирал заделался сторонником подводной войны. Тем не менее среди германских моряков дедушка был в авторитете — как-никак, не проиграл ни одного сражения, хоть и по той простой причине, что не участвовал в таковых.

В начале 1930-х свежеизбранный немцами Гитлер дал флотским отмашку: братва, строим что хотим, только для публики цифирки поскромней нарисуйте (напомним, что по условиям Версальского мира строить немцы не имели права почти ничего). Поскольку два реально повоевавших адмирала — Хиппер и Шеер — к этому моменту уже получили по именному кораблю, а в очередной раз одалживаться у сухопутных было как-то не торт, два новых линкора решили обозвать в честь Бисмарка и Тирпица. Первого — по совокупности заслуг, ну и за соучастие в деле выбивания бюджета на флот, а Тирпица — смотри выше.

Первоначально новые корабли собирались делать с орудиями калибра 350 мм — примерно как у англичан, у которых тогда в моде было 356. Однако в 1935 году прошёл слух, что Франция с Италией собрались делать линкоры с пушками аж 380 мм. Мысль о том, что у какого-то дуче даже на линкорах калибр будет толще, вызвала у фюрера истерику. К счастью для себя, командовавший кригсмарине Эрих Редер ещё годом раньше приказал на всякий пожарный нарисовать пару чертежей пушек 380 и даже 400 мм — так что теперь осталось только поправить в проекте пару цифр и доложить наверх, что всё будет зашибись.

Торжественный спуск линкора «Тирпиц» на воду 1 апреля 1939 года.

Поскольку будущий «Тирпиц» был вторым в серии, визиты английских бомберов стали для него привычным делом ещё до ввода в строй. Правда, поздняя осень и зима на Балтике в 1940-41 годах выдались облачными, и в основном британцы кидали бомбы примерно в то место, где, по мнению штурманов, мог быть линкор.

Тем не менее после окончания достроечных работ новый линкор перевели в восточную часть Балтики. Предстояла война с СССР, а в составе Балтийского флота имелось целых два линкора — правда, времён ещё Первой мировой, но чтобы больно обидеть «Шарнхорст» с «Гнейзенау», этого могло и хватить. К тому же в ставке Гитлера все малахольные были уверены, что при угрозе падения Ленинграда советский Балтфлот срочно бросится интернироваться… в Швецию.

Однако время шло, Ленинград всё не падал, зато в северные советские порты начали заплывать союзные конвои с танками, самолётами и прочими полезными на войне ништяками. Конечно, в Англию их плыло куда больше, но пример старшего брата «Тирпица» — линкора «Бисмарк» — наглядно показал, что на второй год войны в Атлантике немецкие рейдеры живут плохо и недолго. Зато, попрятавшись в норвежских фьордах, оставшиеся немецкие корабли могли вовсю действовать в стиле «Fleet in being» — то есть высунуть нос, показать британцам фак и спрятаться обратно.

Впрочем, англичан появление на севере самого большого немецкого утюга тоже совершенно не обрадовало. Как уже говорилось выше, народные британские приметы гласили, что бить кого-то лучше получается вдвоём. В случае с «Тирпицем» это значило, что против него придётся держать аж три новых линкора типа «Кинг Джордж V». Три — потому что с надёжностью у новых линкоров получилось как-то даже похуже, чем у старичков Первой мировой. Поэтому в расчётах приходилось учитывать, что хотя бы один линкор будет в очередном ремонте, — и молиться, чтобы их не оказалось сразу два.

Немецкий линкор «Тирпиц» в норвежском фьорде.

Долго скучать на новом месте «Тирпицу» не пришлось — в марте из Исландии в СССР отправился конвой «PQ-12», а навстречу ему из Мурманска на запад — «QP-8». Туда же отправилась британская эскадра из двух линкоров, линейного крейсера и авианосца, не считая прочей мелочи — на северное сияние полюбоваться, айсберги пересчитать, ну и вообще.

Хотя английская эскадра была совсем не маленькой, немцы про неё не узнали. «Тирпиц» с эсминцами вышел в океан в полной уверенности, что ничего страшнее крейсера около конвоя не будет. На этом его карьера могла бы и закончиться — но тут начало слегка штормить, воздушная разведка взяла выходной, и обе эскадры занялись поиском чёрной кошки в тёмной комнате. Успехи немцев ограничились отставшим советским лесовозом.

Британцы сумели найти «Тирпиц» уже на пути в родную базу, и единственными, кто сумел его догнать, да и то с трудом, стала дюжина торпедоносцев с авианосца. Впрочем, это гордое имя носили бипланы «Фейри Альбакор», задолго до логотипа «Эппл» получившие прозвище «яблочный огрызок». Об их боевых качествах можно сказать, что против ветра они летали не сильно быстрее, чем «Тирпиц» внизу плыл. В какой-нибудь игре про кораблики эти бипланы просто стряхнуло бы с неба от одного вида высокоуровневого линкора, но в реальном море немецких зенитчиков после длительной болтанки всё ещё слегка штормило, поэтому завалить удалось только два «огрызка». В ответ лётчики попали в линкор из пулемётов, ранив трёх человек, а вот с торпедами как-то не задалось.

На вернувшийся к месту стоянки «Тирпиц» снова открыли сезон охоты британские тяжёлые бомберы. В немцев швыряли бомбы разных калибров и морские мины, но единственным результатом стало пополнение меню немецких моряков и зенитчиков свежей глушёной рыбой. Доведя за месяц счёт потерь до 12:0 в пользу «Тирпица», в английском Бомбардировочном командовании решили дануегона поискать более лёгкие цели.

Немецкий линкор «Тирпиц» с кораблями сопровождения в открытом море.

Немцы тем временем продолжали мечтать о том, что, вот, наступит лето, в северных широтах станет светло и даже относительно тепло, и тогда они ух. Шансы у них были не такие уж плохие — британцы не рисковали лезть большими кораблями дальше мыса Нордкап. В противном случае им бы пришлось заправляться в Мурманске под бомбами люфтваффе. А доков, способных вместить большой корабль на случай, если вдруг попадут, в Мурманске не имелось.

Немцы этот нехитрый расклад понимали ничуть не хуже бриттов, так что вопрос был лишь один: когда ухнет? Не повезло конвою «PQ-17» в июне — июле 1942 года. Получив сообщение о выходе «Тирпица» с приятелями в море, Первый морской лорд Дадли Паунд приказал крейсерам ближнего прикрытия отойти, а конвою — рассеяться. В результате 23 транспорта утопили самолёты и подлодки, а до советских портов дошло лишь 11. При этом сам «Тирпиц» в процессе разгрома конвоя, кроме самого факта выхода из норы, ничем не отметился — вскоре после выхода командование решило, что в эфире вокруг него стало как-то слишком шумно, и приказало вернуться в нору.

Следующий союзный конвой, «PQ-18», отправился в путь только в сентябре. Специально для охоты на «Тирпица» британцы отправили в СССР 32 бомбардировщика «хэмпден». Правда, получилось примерно как с кораблями предыдущего конвоя: три самолёта сбили немцы над Финляндией, один пошёл на вынужденную, и его экипаж прокуковал в плену до 44-го. Швеция записала на свой счёт два разбившихся «хэмпдена», столько же грохнулись уже в СССР, а ещё один завалили советские истребители, приняв за 110-й «мессер».

Но в целом перелёт ну очень впечатлил англичан, и когда стало ясно, что «Тирпиц» на очередной конвой не клюнул, то назад отозвали только личный состав. А самолёты подарили русским, после чего у лётчиков на Севере появилась поговорка: ты мне друг или «хэмпден»?

Немецкий линкор «Тирпиц» в норвежском фьорде.

«Тирпиц» , тем временем, учапал в Германию на ремонт — война войной, а ТО по расписанию. Как-никак линкор стоил под 200 лямов рейхсмарок, случись что — замучаешься потом доказывать, что корабль новый, не битый, и пробег не скручен.

Англичане между тем продолжали изыскивать варианты, как бы устроить «Тирпицу» «тёмную», да так, чтобы никакой сервис чинить не взялся. После неудачи с закидыванием стоянки бомбами и минами было решено попробовать новую штуку — человекоуправляемую торпеду. Формально первыми их придумали итальянцы и даже успешно применили в декабре 1941 против тех самых англичан. Но в войну вопрос нелицензионного копирования не стоял в принципе — и уже в октябре 1942 года британцы попытались отправить к «Тирпицу» собственный вариант торпед. Первый блин вышел комом — уже на подходе к цели обнаружилось, что вместо двух подвешенных под кораблём-носителем торпед имеются лишь обрывки тросов. Пропажу транспортных средств британцы привычно списали на происки подводных цыган, хотя, учитывая географию, винить стоило скорее троллей.

«Тирпиц» вернулся из ремонта весной 1943-го, и на нём принялись с нетерпением ждать очередного лета и жирных союзных конвоев. Однако прошёл июнь, затем июль, и даже до штаба кригсмарине начало понемногу доходить, что с кабанчиками на севере в этом году как-то не заладилось. Требовалось срочно что-то придумать, дабы избежать ехидных вопросов из ставки фюрера: а чем это наши героические моряки занимаются? Не скучно ли им, нет ли желающих отправиться в увлекательную экскурсию на Восточный фронт?

Подходящая цель нашлась неподалёку. Ею стал остров Шпицберген. До войны там добывали уголь СССР и Норвегия, но после начала «Барбароссы» стало ясно, что накопанное, скорее всего, достанется немцам. Поэтому в августе 1941 года англичане вывезли всех шахтёров, уничтожили шахты, а недовывезенный уголь просто сожгли. После этого на архипелаге осталась горстка норвежцев и англичан, а с сентября там начали подрабатывать немецкие метеорологи. В июне 1943 года норвежский патруль натолкнулся на одну из метеостанций, и, потеряв в перестрелке одного человека, немцы запросили эвакуацию.

Выстрел из орудий главного калибра линкора «Тирпиц».

Вряд ли, залезая в подлодку, они представляли масштабы МЕСТИ! Карать за вынужденно брошенную метеостанцию отправились два линкора, «Тирпиц» и «Шарнхорст», и девять эсминцев. Поскольку планировалось не только пострелять, но и побегать, на корабли взяли шесть сотен пехоты для высадки десанта. Именно в этой операции «Тирпиц» в первый — и, как оказалось, в последний раз — открыл огонь из главного калибра по чему-то похожему на цель. Вряд ли все шахтёрские хибары Баренцбурга, вместе взятые, стоили хотя бы одного залпа ГК, но раз уж линкор сюда приплыл, бегать по улицам и поджигать дома спичками было как-то несолидно. По крайней мере у команды линкора появились красивые фото в стиле «мы ведём огонь по врагу!».

Заказать для них рамочки они вряд ли успели. Как только британцы получили известие, что «Тирпиц» возвращается к месту стоянки, в путь отправилось очередное творение сумрачного британского гения — мини-субмарины. На этот раз из шести штук «миджетов» подводные цыгане утащили всего лишь одну (правда, вместе с экипажем), а ещё одна просто сломалась. Четыре ушли к месту стоянки немецких линкоров. До «Тирпица» дошли две. Взрыв установленных ими зарядов хоть и не утопил немецкий линкор, но гарантировал ему капитальный ремонт. Который, вот засада, нельзя было производить в диком норвежском фьорде. Тащить линкор эвакуатором на буксире в Германию тоже было как-то стрёмно — на дворе осень, штормит не по-детски, опять же злые англичане кругом.

В общем, немцы решили попытаться кое-как отрихтовать и подкрасить битые детали прямо на месте, благо наступала полярная ночь, а в это время года иногда трудно было найти и всю Норвегию, что уж там какой-то линкор. У англичан подобный опыт уже имелся, но на Северном флоте не было принято верить джентльменам на слово, поэтому в феврале 1944-го там решили попробовать утопить линкор своими силами. Из 15 отправленных в полет Ил-4 собственно по «Тирпицу» отбомбились два самолёта. Наши доложили о попаданиях вблизи борта, немцы записали, что слышали 4 взрыва на берегу.

Немецкий линкор «Тирпиц» под атакой британской авиации.

Кое-как ремонт к началу марта был закончен. На 3 апреля был намечен выход на пробу машин, но как только на линкоре начали поднимать якоря, взвыли сирены воздушной тревоги. На этот раз в гости к «Тирпицу» пожаловали британские палубники. Добившись внезапности лишь малость поменьше, чем в Перл-Харборе, англичане всадили в «Тирпиц» пятнадцать бомб ценой потери четырёх машин. Единственное, что сыграло немцам в плюс — стараясь попасть, британцы спускались ниже 1000 метров, из-за чего бронебойные бомбы просто не успевали набрать нужную скорость. Впрочем, и мало тоже не показалось — 122 убитых, 316 раненых и линкор вновь «ограниченно боеспособен».

Разумеется, всё можно было подлатать, благо рабочие с плавмастерской ещё не успели уехать, но сама динамика процесса немцам не понравилась. Не особо надеясь на люфтваффе, флотские нашпиговали линкор дополнительными зенитками 20 мм. И даже сделали 150- и 380-миллиметровые снаряды для стрельбы по самолётам, чтобы расчётам тяжелых орудий во время вражеского налёта не было скучно и одиноко.

Британский флот тем временем пытался закончить начатое. Однако в апреле и мае самолёты нашли на месте, где географы обещали Норвегию, только сплошную облачность. Долететь до линкора удалось лишь в июле — лишь затем, чтобы убедиться, как хорошо немцы научились ставить во фьорде дымзавесу. Два сбитых ценой одного близкого разрыва были значительно менее вдохновляющим результатом. Еще несколько налётов последовало в августе. Наиболее удачным стал налёт 24 августа, когда одна 1600-фунтовая (726 кг) бронебойная бомба пробила главную палубу… и не взорвалась. Более того, когда немцы выгребли из бомбы взрывчатку, её оказалось вдвое меньше положенного. В общем, не бомба, а натуральное пособие, как сокращать издержки и повышать прибыль в тяжёлых военных условиях.

Британские техники грузят авиабомбы «Tallboy».

В этой атаке зенитчики «Тирпица» сбили ещё два самолёта, после чего в Адмиралтействе окончательно обиделись и сказали, чтобы этот кактус доедал кто-нибудь другой. В роли «кого-нибудь» вновь решило выступить Бомбардировочное командование, у которого как раз появились новые подходящие игрушки — сверхтяжёлые «сейсмические» бомбы «Толлбой». Вообще-то их делали для уничтожения особо защищённых подземных объектов, но, прикинув палец к носу, британцы решили, что если бомба пробивает пять метров бетона, то и линкор от неё явно не поздоровеет.

Правда, лететь с такими дурами от самой Англии было нереально, поэтому пришлось опять одалживаться аэродромом у русских. Первая атака с «Толлбоями» состоялась 16 сентября 1944 года. Из 16 сброшенных бомб в носовую часть линкора попала одна. Да и та оказалась слишком бронебойной — пробив корабль насквозь, она ухнула в воду. К этому моменту игра «мы чиним, британцы прилетают и ломают» надоела немцам окончательно. Покалеченный линкор кое-как перетащили в Тромсё, причём сначала собирались вообще посадить на мель и использовать в качестве плавбатареи. Но пока в штабе кригсмарине решали, ставить линкор на прикол или пусть ползает свои 10 узлов, британцы решили окончательно закрыть вопрос.

Перевернутый немецкий линкор «Тирпиц».

12 ноября 1944 года «Ланкастеры» 617-й и 9-й эскадрилий добились двух прямых попаданий и четырёх близких разрывов. «Тирпиц» перевернулся… и в таком виде остался торчать из воды. На этом боевая история главного пугала кригсмарине на севере закончилась — осталась просто ржавеющая груда металла, который норвеги после войны понемногу разобрали… и продали обратно в Германию. Несколько кусков «Тирпица» взяли себе норвежские дорожники для использования во время ремонта покрытия, а оборудование пригодилось для нужд местной промышленности. Считать ли такой конец печальным? — да нет, бывало и хуже. Легендарный статус «Тирпиц» себе обеспечил, пусть и в такой не слишком престижной номинации.

Битва при Сволли
Двое против тридцати
5 сентября 1612 года маленькая английская эскадра из четырех кораблей — Red Dragon, Hosiander, James и Solomon, — бросила якорь на рейде индийского порта Сурат в устье реки Тапти. Командовал ей капитан Томас Бест. Его экспедиция была последней отчаянной попыткой Ост-Индской компании наладить в здешних краях торговый пост. В 1609 году король Иаков, разозлённый отсутствием результатов, дал ей три года сроку. Если бы Бесту не удалось добиться успеха, Компании оставалось бы несколько месяцев.
14K
15
5
0
15 головоломных фактов о войне в Корее
Что мы знаем о чучхе? Ничего. И то не все. Корейская война 50-53 годов — из разряда тех исторических событий, где все участвующие стороны «предательски напали из засады», виноватых не найти, да и кому перед кем извиняться — непонятно.
40K
38
7
30
Дарфурская резня
Кровавое наступление сахарских песков

О резне в суданской провинции Дарфур все уже успели подзабыть за более яркими конфликтами. Но её стоит вспомнить в качестве примера, как изменения климата могут влиять на судьбы стран и народов.

22K
14
3
73
Война за ухо Дженкинса
«Псс, не хотите немного Casus Belli?»
«Сasus belli» — формальный повод к войне. Этот термин ввели в оборот юридически грамотные римляне, задолго до нас знавшие свои права. Классический пример повода к войне — пресловутый «сараевский выстрел». Но история знает и куда более сюрреалистические casus belli. Не правда ли, занятно, когда в названии войны присутствует часть человеческого тела? Осталось ответить на вопрос: кто, кому и что отрезал, а главное, зачем? И почему только ухо? Чего так скромно? Отправимся за ответами в не столь далёкий XVIII век.
13K
18
2
63
4 примера идиотских поражений
Когда «логику придумали трусы!»
Иногда провальность выбранной стратегии и тактики лежат на поверхности. Но тщеславие и жажда лёгкой победы настолько застилают глаза полководцам, что ведут их прямиком к позорному поражению.
30K
36
0
76
Сэндвич «Цезарь»
Самая необычная осада древности
«Пришёл, увидел, победил», — сказал про себя великий Цезарь в 47 году до н.э. Однако в 52 до н.э. крылатое выражение могло бы звучать как «пришёл, увидел, осадил». Или, если ещё точнее: «пришёл, организовал инженерно-сапёрные работы, построил осадные укрепления, чуть было не лишился головы, когда подошло галльское подкрепление, но в последний момент, благодаря контратаке и личному обаянию, всё-таки победил».
15K
18
4
93
Атака лёгкой кавалерии здорового человека
Как польская конница совершила невозможное и открыла Наполеону дорогу на Мадрид
Любители истории прекрасно знают, что такое «Атака лёгкой кавалерии» (ей посвящены и картина, и поэма, и фильм с одноимённым названием). В битве под Балаклавой элитная бригада британской конницы из-за ошибки командования угодила под перекрёстные залпы русских пушек и ружей. И хотя отчаянные британцы под ураганным огнём прорвались-таки к назначенной им целью батарее и попутно опрокинули казачий полк, контратака русских улан заставила их отступить. Бригада понесла катастрофические потери, а бой стал для бриттов образцом «слабоумия и отваги» — первое в отношении командования, второе — всадников.
23K
19
23
249
Самые глупые поводы для войны (1/2)
За что умирали люди: футбол, гуано и религиозные видения
Война — дело серьёзное. И повод для неё нужен серьёзный. Например, уникальные месторождения невредных ископаемых, фокусы с оружием массового поражения, геноцид… Но попадаются и ещё более уважительные причины.
18K
18
3
100
Самые глупые поводы для войны (2/2)
В первой части нашей подборки перечислены далеко не все идиотские причины кровопролитных войн. К сожалению, таких примеров в истории было довольно много. Вот ещё несколько.
18K
13
10
111
Hoвости СМИ2
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

39K
37
9
428
Надо было сдаваться? 6 мифов о Великой Отечественной и Победе

«Жалко всех солдат по обе стороны фронта», «жили бы в европейской стране», «наши немецких пилотов летать учили». Празднование 9 мая в очередной раз показало, насколько неоднозначно воспринимаются события отгремевшей войны. WARHEAD.SU разобрал некоторые спорные моменты — посмотрим, что же с ними не так.

28K
61
228
835
10 «школьных» заблуждений о древнерусской истории

На самом ли деле Олег прибивал свой щит к вратам Царьграда, звали ли Ярослава Мудрым и в каком году по-настоящему свергли ордынское иго? На все эти и многие другие вопросы о русской истории есть ответы, которые не пишут в учебниках. Мы расскажем вам о самых интересных.

25K
29
45
712
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

24K
31
23
467
Рецепт покорения мира: почему монголы побеждали?

Даже великие завоевания Александра Македонского бледнеют в сравнении с размахом империи Чингисхана. Но почему простые кочевники, обитавшие на периферии цивилизованного мира, смогли повергнуть армии мощных и обширных государств от Востока до Запада? В чём причина их военных успехов?

23K
27
87
644
Ту-160 или ПАК ДА: что нужнее российским ВВС?

Модернизировать Ту-160 или направить усилия и средства на футуристический ПАК ДА? Ветеран «Белый лебедь» или самолёт XXI века: что нужнее нашим ВВС сегодня? Об этом дискутируют наши авторы.

22K
12
3
121
9-я рота по-американски: битва в Ванате

Талибы для американских войск в основном были и остаются невидимым противником, закладывающим фугасы на дорогах и беспокоящим обстрелами. Но летом 2008-го афганские боевики едва не уничтожили прямой атакой опорный пункт американских десантников и нанесли им тяжёлые потери. Битва в посёлке Ванат была похожа на бой советской 9-й парашютно-десантной роты, оборонявшей высоту 3434.

21K
30
19
455
Операция «Табарин»: с кем англичане воевали в Антарктиде?

Власти скрывают! Но мы знаем всё о самом дальнем и странном «фронте» Второй мировой войны. Приготовьтесь узнать страшную правду о том, как отважные бойцы британской SAS бились с эсэсовцами и исчадиями «Аненербе» в подземельях Антарктиды!

20K
18
0
202
Тест: какой вы вымышленный злодей?

Сознайтесь — хотели бы покорить мир и всё тут переделать? В искусстве часто изображают злодеями тех, кто пытается что-то изменить, и героями тех, кто защищает статус-кво. Учёный — почти наверняка опасный маньяк, прилежный ученик — уже в группе риска. А ведь есть ещё военные, черти и рептилоиды! Посмотрим, какой злодей мог бы из вас получиться.

20K
8
4
606
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
88K
56
33
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

86K
44
8
869
Гранатомёт Таубина: как Сталин не получил супероружие
Хотите предложить товарищу Сталину оружие, которое убьёт всех врагов? А конструктор Таубин сделал такое оружие в реальности. Казалось бы — вот оно! Сейчас Рабоче-Крестьянская Красная Армия покажет империалистам. Однако на вооружение вундерваффе так и не приняли. Почему?
62K
26
27
328
Самолёты Третьего рейха: могли ли немцы обогнать время?
Вскоре после окончания Второй мировой вера в могущество Рейха превратилась в нездоровую идею. Некоторые считали, будто немцы опередили всю планету лет на десять. Быстро появилось мнение о невероятном, фантастическом уровне немецкого авиастроения. Однако с реальностью оно не имело ничего общего. И тогда поклонники Третьего рейха решили взять историю в свои руки.
60K
27
18
312
На каждую хитрую «Тошибу»: как японская жадность помогла СССР

Делаем советские подлодки тихими! Как обойти санкции, но при этом с размахом натупить? Читайте историю великого скандала 1980-х годов «Toshiba-Kongsberg».

57K
32
22
827
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

53K
57
16
742
«Штурмовик Судного дня»: секретный проект советского постапокалипсиса
Ядерная война — это конец современной цивилизации. Упадут бомбы, в прошлом останутся правительства и страны, промышленность и нормальные армии. Останется только он — советский «штурмовик Судного дня». Что это за проект и на что надеялись советские военные?
53K
18
14
307
Мнимые неудачники Курска: так ли плох «Фердинанд»?
Немецкие самоходки «Фердинанд» уже давно назначены главными неудачниками Курской битвы. Им достались и пренебрежительные реплики отца танковых войск Германии Гудериана, и внимание советских фотокоров, со всех сторон запечатлевших для потомков брошенные у станции Поныри самоходки. Однако мало кто помнит и знает, что было потом, после Понырей.
53K
49
60
614
Спасти обречённых: пять альтернатив 1941 года
Стоявшие у границы советские войска были обречены на гибель. Их было на круг 40 дивизий против 100 в германской армии вторжения. Остальная армия не могла им помочь, будучи не в силах преодолеть сотню или даже все 300 километров. Но как развивались бы события, если бы тогда, в 1941 году, всё пошло по-другому?
49K
37
80
843
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
88K
56
33
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

86K
44
8
869
Ликбез: зачем танку бревно
Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.
72K
31
18
457
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе
Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.
70K
28
12
172
Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы
Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.
63K
27
28
679
Одна пуля, изменившая ход великой войны
«Friendly Fire Isn’t Friendly» (дружественный огонь ни разу не дружественный) — эту истину знают все, кто хоть раз побывал в зоне боевых действий. Он часто приводит к трагическим последствиям. А один неизвестный иракский солдат из расчёта противовоздушной обороны ухитрился таким образом изменить весь ход Второй мировой войны.
63K
18
12
302
Тест: Какой вы военачальник?
Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.
62K
3
0
276
Гранатомёт Таубина: как Сталин не получил супероружие
Хотите предложить товарищу Сталину оружие, которое убьёт всех врагов? А конструктор Таубин сделал такое оружие в реальности. Казалось бы — вот оно! Сейчас Рабоче-Крестьянская Красная Армия покажет империалистам. Однако на вооружение вундерваффе так и не приняли. Почему?
62K
26
27
328
Самолёты Третьего рейха: могли ли немцы обогнать время?
Вскоре после окончания Второй мировой вера в могущество Рейха превратилась в нездоровую идею. Некоторые считали, будто немцы опередили всю планету лет на десять. Быстро появилось мнение о невероятном, фантастическом уровне немецкого авиастроения. Однако с реальностью оно не имело ничего общего. И тогда поклонники Третьего рейха решили взять историю в свои руки.
60K
27
18
312