Не только ковровые бомбардировки

Челноки с пересадкой в СССР

Летом 1944 года британские королевские ВВС вместе с ВВС США приступили к так называемым «челночным рейдам» — самолеты поднимались с авиабаз в Великобритании и Италии, накрывали цели на территории Германии или ее союзников, после чего садились на аэродромах в СССР. После заправки самолеты брали на борт новые бомбы и летели обратно, по пути опять уничтожая цели. Это был довольно сложный план, однако результат стоил того.

Американский бомбардировщик B-17G с русским названием. Аэродром Миргород. (источник фото)

СССР выделил своим союзникам аэродромы в Полтаве, Пирятине и Миргороде. Первый налет на венгерские промышленные предприятия из Италии оказался успешным. Второй — из Англии на германский завод по производству синтетического бензина также поначалу сочли удачным, но вслед за бомбардировщиками в небо поднялся германский самолет, который проследил их путь до аэродрома. На следующую ночь Люфтваффе отомстило, совершив мощный налет на аэродром в Полтаве. 43 «Летающих крепости» были уничтожены на земле, погиб один человек. «Челночные рейды» это не остановило, правда, и продолжались они недолго: союзники быстро наступали, и выгадывать лишние сотни километров скоро стало не нужно.

Советские истребители Як-9 и бомбардировщики B-17 на аэродроме в СССР.

Прыгающие английские бомбы

Британия начала стратегические бомбардировки германской территории в 1940 году, но поначалу их масштаб был невелик. Королевским ВВС не хватало умения, систем наведения, наконец, тяжелые бомбардировщики Short Stirling явно не годились для этой цели. С появлением весной 1942 года Avro Lancaster ситуация улучшилась, но точность все равно оставляла желать лучшего.

Постепенно КВВС стали все чаще использовать тактику точечных ударов, и самым известным из них был удар легендарной эскадрильи № 617 по нескольким плотинам в германской области Рур. Самолеты оснащались особыми бочкообразными бомбами (да-да, прыгающими!), которые раскручивались особым устройством перед сбросом, а затем натурально прыгали по воде, перескакивая защитные сети, после чего скатывались по стенке плотины до самого дна, где и взрывались. В результате налета были уничтожены две плотины, одна из которых была жизненно важной для рурской промышленности.

Lancaster 617-й эскадрильи сбрасывает «прыгающую бомбу». Под фюзеляжем заметна «крутилка» — два треугольных держателя, между которыми закреплялась бомба, раскручиваемая перед сбросом.

«Воздушный спецназ» против линкора

После атаки на дамбы Рура 617-я эскадрилья КВВС завоевала себе славу «воздушного спецназа». Знаменитый британский конструктор Барнс Уоллис, придумавший прыгающую бомбу для поражения плотин, предложил использовать еще одну — бомбу-землетрясение. 5-тонная бомба, прозванная «Толлбой», использовалась 617-й эскадрильей во многих известных налетах — ей были разрушены тоннели в Сомюре, бетонные бункеры подлодок, пусковые установки ФАУ-1. Но самой известной операцией стало уничтожение линкора «Тирпиц» в норвежском фьорде Тромсё.

Один из ударов был нанесен с с советской территории: в ходе операции «Параван» 15 сентября 1944 года, «Ланкастеры», взлетевшие с аэродрома Ягодник близ Архангельска, тяжело повредили линкор. А 12 ноября 1944, взлетев уже с шотландского аэродрома Лоссимут, бомберы добились двух прямых попаданий. Две пятитонные бомбы пробили броню «Тирпица», и корабль быстро затонул вместе с большей частью экипажа.

Какой был слон, какой был слон…

Советы предупреждали

Летом 1941 года, сразу после начала Великой Отечественной войны, советская дальняя авиация нанесла девять ударов по Берлину. Ни техническое состояние советского дальнебомбардировочного флота, ни его численность не позволяли всерьез рассчитывать на то, что столица Третьего рейха сколько-нибудь серьезно пострадает. Задача была в другом. Это была демонстрация всему миру решимости бороться даже в том отчаянном положении, в котором оказался Советский Союз.

Маршрут налетов на Берлин. Слабо без GPS, ГЛОНАСС и прочего интернета?

Подготовка началась 27 июля, а первый налет состоялся 7 августа. В нем участвовали 15 ДБ-3 из состава авиации ВМФ. Они взлетели с аэродрома Кагул на острове Эзель. Налет был исключительно удачным — все самолеты вышли на город, который не подозревал об опасности, и сбросили бомбы и листовки. Шок был силен — сначала в Берлине многие, даже не смотря на листовки, не верили в визит «сталинских соколов», полагая, что налет осуществили англичане. Последующие бомбардировки выполнялись уже с привлечением сил Дальней авиации и в них участвовали тяжелые ТБ-7, а также Ер-2. Именно в этот момент до некоторых немцев начало доходить, что все может закончиться не совсем так, как ожидалось. Или совсем не так.

Удар в сердце Японии

После Перл Харбора США тоже хотели показать, что могут ударить в самое сердце Японии. 18 апреля 1942 года 16 средних бомбардировщиков В-25, никогда не предназначавшихся для корабельного базирования, стартовали с палубы авианосца «Хорнет» в западной части Тихого океана, что само по себе уже было сложнейшей задачей. Первым на взлет пошел Джимми Дулитл, известный авиационный лихач и отморозок (в хорошем смысле), даром, что целый подполковник. Американцы нанесли удары по целям в Токио и Йокогаме, после чего приземлились в Китае — сесть на авианосец такие самолеты все равно не могли. Один экипаж приземлился на советской территории, был интернирован, а потом переправлен в США. Да, Дулиттл тоже выжил, потом еще воевал, пережил войну и вообще умер в 1993 году в возрасте 96 лет четырехзвездным генералом. Учитесь, сынки.

B-25 подполковника Дулиттла тяжело ползет вверх, оторвавшись от палубы авианосца. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий