«Однообразная красивость»: символизм военной формы

Свои и чужие

Как давно появилась военная форма? В современном виде относительно недавно, в эпоху после Тридцатилетней войны. Требовалось простое средство различать войска на поле боя, иначе риск случайно обстрелять своих становится слишком велик. И отличать своих от чужих должны были не только образованные офицеры, но и вчерашние крестьяне, не знающие грамоты и поставленные в строй.

Вторым фактором для создания яркой военной формы стало введение линейной тактики боя, когда полководцу нужно было управлять большими массами пехоты в протяженном линейном построении. А для этого тоже следовало четко понимать, где свои, а где чужие, причем с большого расстояния и во время сражения, когда поля боя затянуто клубами дыма.

Так что если трендом последнего столетия стало создание маскировочной формы, то в XVII веке все полководцы пришли к мысли, что любой армии необходима «демаскировочная форма». И она немедленно появилась — яркие мундиры стали символом европейских армий вплоть до начала ХХ века. Но если обратиться к еще большей древности, то обнаружатся идеи военной единообразности и там. Легионы Рима получили что-то вроде единообразных доспехов и особую символику на щитах. Причина, вероятно, все та же — римским полководцам необходимо было понимать, где находятся войска, и кому какой приказ отдавать. Ведь именно Рим создал по-настоящему массовую армию античной эпохи.

Рыцарский цвет

При взгляде на Средневековье мы и там увидим единообразность. Но на этот раз она связана с феодальными отношениями и геральдикой. Армии того времени — не «армии королей», а «армии рыцарей». Ну, а каждый рыцарь ходил на войну с собственным небольшим отрядом — копьем, которое он по праву одевал в цвета своего герба.

По этой причине в Средние века геральдика была не только знаком феодального тщеславия, но и прикладной военной наукой, которая позволяла разобраться, где в горячке боя находятся силы того или иного сеньора. Хорошие герольдмейстеры, состоявшие на службе знати, разучивали буквально десятки тысяч гербов и должны были легко отличить любой, идентифицировав его владельца.

Некоторые народы возводят военную форму прямо к рыцарским временам. Слово «waffenrock» этимология возводит не к войне — «waffen», а к гербу «wappen». То есть для немца военный мундир — прямой наследник гербовой котты, которую рыцарь надевал поверх доспеха. В то же время этимология слова «uniform», то есть военный мундир в романских языках, обозначает «нечто, имеющее единую форму». В таком же смысле понимали военную форму и в России, где она по загадочным причинам появилась едва ли не на сто лет раньше, чем в Западной Европе.

Власть и деньги

С появлением стрелецкого войска русские цари установили ему единую форму, а государство занялось обеспечением стрельцов не только вооружением, но и одноцветным сукном для кафтанов. Видимо единообразность формы в России связана не с требованиями линейной тактики, а с централизацией русского государства и превращением армии в один из символов власти.

К концу XVII века все страны Европы обзавелись не только собственной военной формой, но и создали традиции, многие из которых сохранились до наших дней. Какой цвет мундира у англичан? Разумеется, красный. А у русских? Зеленый. Тут не обошлось без влияния экономики. Знаете, какой цвет военной формы был самым распространенным в XVII–XVIII столетиях? Белый.

Цвет, который сейчас считается наименее военным, получил распространение по очень простой причине. Содержание армии требовало огромных расходов. А покраска больших объемов сукна существенно увеличивала его стоимость. Поэтому, когда на стоимость покраски мундиров для армии можно было построить один или два военных корабля, рука многих королей тянулась к перу, чтобы написать: «Цвету мундиров армии нашей повелеваю быть белому».

От «занедорого» до «зрелищно»

Вспомним про синий цвет. С эпохи Наполеона все знают, что это традиционный цвет французской армии. Но так было не всегда. Первоначально синий цвет полагался лишь гвардии, а армия ходила в экономичной белой форме. После того, как гвардия поддержала революцию, синий стал необычайно популярен, превратившись в символ борьбы со старым режимом. Изначально синий цвет требовал редкого красителя индиго и был очень дорог, но в 1799 году французский химик Луи Жак Тенар по заказу Севрской фарфоровой мануфактуры синтезировал дешевый кобальтовый пигмент, заменив привозимый с Востока индиго. Это и позволило одеть французскую армию в модный цвет «занедорого».

Похожая история и у англичан. Их красные мундиры приняли по двум причинам: во-первых, Кромвель счел, что на красном сукне менее заметна кровь (меньше давления на психику), а во-вторых, тогдашний краситель, «венецианский красный», оказался самым дешевым из всех. И скорее всего, финансовые вопросы преобладали над военной психологией, так что, если бы дешевым оказался желтый краситель — английская армия сейчас гордилась бы традиционными желтыми мундирами.

С развитием военной символики параллельно шло развитие абсолютизма и установление сильной централизованной власти. В результате военный мундир наполнялся идеологическим содержанием. Красочная картина марширующих войск, облаченных в нарядную форму, изобилующую помпезными аксессуарами, была захватывающим зрелищем, а его масштаб считался мерилом могущества государя. Но уже в конце XVIII века появились первые размышления о том, что военная форма — это не столько эстетика могущества государства, сколько рабочая одежда. Впрочем, об этом мы расскажем в следующий раз. А пока можете посмотреть на самую странную — хотя, чего уж там, самую идиотскую военную форму разных стран.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий