«Имя Розы» и «Александр Невский»: 10 лучших фильмов про Средневековье

«Апокалипто»

Фильм «Апокалипто» поражает вниманием к историческим деталям (его консультантом выступал известнейший специалист по Мезоамерике доктор Ричард Хансен) — начиная от быта первобытных охотников из юкатанского племени и заканчивая картинами жизни деградирующей цивилизации майя.

Мел Гибсон считал, что ничто не способно так погрузить зрителя в атмосферу прошлого, как незнакомый язык, и снял кино, в котором все персонажи говорят только на юкатекском языке. Кровавые ритуалы майя показаны с предельно возможным натурализмом.

В общем, можно уверенно сказать: раньше так историческое кино не снимали, да и сейчас не снимают. «Апокалипто», он такой один.

Идея создателя фильма, которую он хочет донести до зрителя, — очевидна: цивилизация, основанная на истреблении людей и природных ресурсов, обречена на упадок и вымирание. Поэтому ни величественные древние города майя, ни мощь их войск, несравнимая с возможностями первобытных дикарей из джунглей, ни знания майянских жрецов в области математики и астрономии не смогут спасти этот безнадёжный мир.

Очень символично, что финалом картины стала сцена высадки на берег испанских конкистадоров. Старый мир Мезоамерики изменился, кровавой цивилизации индейцев майя пришёл конец. Именно за эту неполиткорректную идею работа Гибсона подверглась самой ожесточённой критике.

«Эль Сид»

В эпоху процветания Америки — двадцать послевоенных лет — Голливуд снимал не только грандиозные пеплумы, но и не менее масштабные картины о Средневековье. Ведь блеск рыцарских доспехов ничуть не уступает в зрелищности триумфальным процессиям римских императоров.

Пожалуй, вершиной исторического кино той эпохи стал почти трёхчасовой фильм «Эль Сид», посвящённый героической борьбе испанцев против вторжения мусульман.

Чтобы представить, что такое «Эль Сид», возьмите лучшие пеплумы вроде «Бен-Гура» или «Клеопатры» и перенесите действие в XI век.

Там вы найдёте обязательные элементы большого костюмного кино: грандиозные массовые сцены — никакого «размножения» людей с помощью спецэффектов. Если на экране должно присутствовать несколько тысяч статистов в разнообразных одеждах, то они будут там, сколько бы это ни стоило. Сражения и осады окажутся настоящими битвами, а не тусовкой пары десятков актёров на фоне декораций. И конечно, создатели не жалели денег на костюмы, оружие и лошадей.

Увы, недостатки пеплумов в «Эль Сиде» тоже есть: некоторая наивность сюжета и мотивов героев, приоритет зрелищности перед исторической достоверностью. Но, несмотря на это, «Эль Сид» — выдающееся кино!

«Имя Розы»

Как же можно забыть фильм, который одновременно является экранизацией самой известной книги Умберто Эко (наверное, самого знаменитого историка-медиевиста и отличного писателя), в котором снимается Шон Коннери и который консультировал Жак Ле Гофф — один из последних великих французских историков. Сочетание этих факторов сделало «Имя розы» безусловно достойным нашего внимания.

Неспешное повествование об учёном монахе Вильгельме Баскервилльском, отправленном с дипломатической миссией в бенедиктинский монастырь, где он оказывается вовлечён в расследование серии убийств.

На первый взгляд простой детективный сюжет на деле обрамляет впечатляющую картину жизни средневекового монастыря. Зритель постепенно доберётся до главной тайны обители, связанной с её огромной библиотекой, которая хранит множество рукописей, считающихся утраченными.

Эко вначале не понравилась экранизация, которая, как он справедливо считал, сильно упростила его роман. Но на склоне лет автор пересмотрел своё мнение и всё-таки признал, что это достойное кино. С ним были согласны зрители, сделавшие «Имя розы» одним из самых кассовых европейских исторических фильмов.

«Викинги»

«Викинги» — типичный, хотя и очень хороший исторический боевик, с которого в мировом кинематографе начался интерес к истории средневековой Скандинавии.

Доказательством тому — современный сериал «Викинги», рассказывающий историю конунга Рагнара Лодброка, который был одним из героев голливудского фильма 1958 года.

Добавим таких звёзд, как Кирк Дуглас и Тони Кёртис, и получим кино, которое обязательно стоит посмотреть.

В 1970-е годы «Викинги» был куплен для проката в СССР и стал у нас одним из культовых фильмов. К сожалению, за рубежом, картина обычно не попадает в списки лучшего исторического кино.

«Викинги» рассказывает о соперничестве двух сыновей конунга Рагнара — законного Эйнара и незаконнорожденного Эрика, который, будучи рождённым королевой Нортумбрии, оказывается в рабстве, утратив имя и не зная о своём происхождении. Но, как и положено в жанре историко-приключенческого боевика, в финале Эрик побеждает всех врагов и наконец становится королём Нортумбрии.

«Александр Невский»

Первые два десятилетия после 1917 года советская власть воспринимала русскую историю как своего врага. Всё, что было связано с прошлым, предавалось ритуальному проклятию. В исторической науке господствовала школа марксиста М. Покровского, посвятившего свою жизнь обличению «русского империализма».

Понятно, что в такой трактовке никаких положительных персонажей в прошлом России не было и быть не могло. Но с 1936 года, в преддверии новой мировой войны, политика большевиков резко изменилась — был взят курс на патриотизм.

Выражением этого стал фильм «Александр Невский», снятый в 1938 году выдающимся русским режиссёром С. Эйзенштейном. Время пакта Молотова–Риббентропа ещё не пришло, поэтому главными врагами Руси в фильме показаны немцы. Для зрителя наглядно проводились явные параллели между Крестовыми походами в Прибалтике, а также германской колонизацией края и политикой требования жизненного пространства, проводимой Третьим рейхом. Но несмотря на чётко выдержанную идеологию, мастерство режиссёра и умелая игра лучших советских актёров создали по-настоящему великое историческое кино. Так что вспоминая о русских фильмах, посвящённых Средневековью, наш зритель, пожалуй, в первую очередь назовёт именно «Александра Невского».

«Старое предание. Когда солнце было богом»

Стоит признать: поляки любят и умеют снимать кино про свою историю. У них есть целая плеяда талантливых режиссёров, внёсших весомый вклад в культурное наследие. Можно с уверенностью говорить: польское историческое кино — это состоявшееся явление.

Среди видных режиссёров в первую очередь надо назвать Ежи Гофмана, который экранизировал знаменитую трилогию Г. Сенкевича о золотом веке польской истории («Огнём и мечом», «Потоп», «Пан Володыёвский») и стал автором весьма неоднозначно принятого в России фильма «Варшавская битва. 1920».

Замецки

Кстати, трилогию Сенкевича снимали в обратном порядке. Сначала был экранизирован последний в трилогии «Пан Володыёвский», затем «Потоп» и уже в 90-е — «Огнём и мечом».

Фильм «Когда солнце было богом» посвящён древнейшей эпохе польской истории, когда в IX веке ещё не произошло объединение славянских племён, но первые князья уже закладывали основы будущего государства. Фильм рассказывает о тираническом правлении последнего полянского князя из династии Попелидов, которых вскоре сменит дом Пястов, пользующийся среди поляков непререкаемым уважением.

Основатель новой династии Земовит, ещё один герой фильма, — личность скорее легендарная, чем историческая. Впрочем, по словам создателя, картина «Когда солнце было богом» — тоже скорее легенда о минувших днях.

«И на камнях растут деревья»

Ещё одно обращение к теме викингов на этот раз связано с историей Древней Руси.

В 1970-е и 1980-е годы советский экран заполонили весьма халтурно снятые историко-приключенческие фильмы, на которые был хороший зрительский спрос. Но среди них появлялось и очень качественное кино — «И на камнях растут деревья».

Большим плюсом стало то, что фильм снимался совместно с Норвегией, а следовательно, получил куда более щедрый бюджет, чем обычно давался картинам такого жанра. В работе над лентой принимал участие один из крупнейших советских медиевистов А. Гуревич, автор множества работ по истории Скандинавии и эпохе викингов.

Сюжет фильма незамысловат и рассказывает о судьбе пленного славянского юноши, которого викинги приняли за своего. Он получил имя Эйнар, нашёл свою любовь, потерял её, влез в племенные распри и в конце своего приключения вернулся на Русь. Но наблюдать за развёрнутой панорамой жизни славян и скандинавов очень интересно.

«Генрих V»

В 1944 году шла Вторая мировая война. Народ Великобритании, выдержавший несколько лет сражений с Германией и Японией и уставший от невзгод и потерь, как никогда нуждался в моральной поддержке.

Именно в это время англичанин Лоренс Оливье, уехавший в Америку в поисках актёрской славы, получил большой государственный заказ — снять военно-патриотический фильм, посвящённый английской истории и способный вдохновлять солдат на новые сражения. Для экранизации выбрали пьесу Шекспира «Генрих V».

Вышедший фильм с большим успехом показывали британским и американским солдатам, отправлявшимся в бой через Ла-Манш, как и их предки за пятьсот лет до этого.

Для англичан фильм Оливье стал тем же, что и «Александр Невский» в годы войны для русских — воплощением славных побед прошлого, дающим надежду на завершение тяжёлых испытаний.

«Генрих V» получился на редкость масштабным и красивым кино. В нём, конечно, можно найти немало «театральности», а военная пропаганда порой выпирает на первый план, но это не мешает ему (как и «Александру Невскому») оставаться отличным фильмом — настоящей классикой исторического кинематографа.

«Лев зимой»

Говоря о фильме «Лев зимой» большинство вспомнят про недавнюю, 2003 года экранизацию, снятую А. Кончаловским. Но этот фильм куда слабее первой ленты, вышедшей на экраны ещё в 1968 году.

Чего только стоят актёры, сыгравшие главные роли! Это Питер О`Тул, Энтони Хопкинс, Тимоти Далтон.

В фильме рассказывается история семейного совета, собранного старым королём Генрихом II Плантагенетом, на который собрались его жена могущественная Алиенора Аквитанская, юная фаворитка Генриха принцесса Алиса и три принца, двум из которых суждено было носить английскую корону: Ричард, Джон и Джеффри.

Кино можно назвать идейным предшественником «Игры престолов», так как на всём протяжении истории семья занимается тем, что увлечённо интригует друг против друга, движимая жаждой власти, местью и эгоизмом. Очень впечатляющая картина!

«Монти Пайтон и Священный Грааль»

Несмотря на то, что «Монти Пайтон и Священный Грааль» — это эксцентрическая комедия, её стоит упомянуть среди самых интересных исторических фильмов. Хотя бы потому, что его создатели — знаменитые Терри Гиллиам и Терри Джонс.

Джонс, кстати, не просто комик из труппы «Монти Пайтон», но и известный оксфордский историк и автор документальных фильмов об истории как раз Средних веков. Если не смотрели — всячески рекомендуем.

И конечно, «Монти Пайтон и Священный Грааль» давно растаскан на цитаты. Знаменитое flesh wound! Чёрного рыцаря или «Святая Антиохийская граната» знакомы, наверное, каждому, кто играл в компьютерные игры.

Несмотря на легковесный жанр, фильм поднимает многие очень серьёзные проблемы. А довольно неприглядное изображение раннего Средневековья может привести к умозаключению, что «Монти Пайтон» внёс свою лепту в формирование распространённого ныне критического подхода к истории, когда костюмное кино превращается из яркого зрелища в попытку разобраться с тем, что волнует современного зрителя.

Когда смотришь фильмы, посвящённые Средневековью, часто не понимаешь, чего там больше — развесистой клюквы или хорошего кино. Но если приглядеться повнимательнее, то можно найти немало картин, которые займут достойное место в коллекции любителя истории.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий