Развлечения

Фильм «Скиф»: грязь на экране и смех за кадром

Создатели фильма «Скиф» решили заранее защититься от критики, заявив, что это фэнтези. Ну, а раз фэнтези, значит взятки гладки. Но запомните простой факт. Когда вам начинают говорить — «фильм же просто сказка» — знайте, над вами смеются! Сейчас докажем.
Михаил Диунов /
31K
27
27
570
Создатели фильма «Скиф» решили заранее защититься от критики, заявив, что это фэнтези. Ну, а раз фэнтези, значит взятки гладки. Но запомните простой факт. Когда вам начинают говорить — «фильм же просто сказка» — знайте, над вами смеются! Сейчас докажем.

В кинозале я обнаружил, что буду смотреть фильм в полном одиночестве. В день премьеры… «Народ что-то заподозрил», — подумал я и оказался прав.

Фэнтези — это прекрасный жанр. Но любое фэнтези должно подчиняться логике, оно не должно быть противоречивым. Ведь, как сказал старик Толкин, «…придумать зелёное солнце легко; трудно создать мир, в котором оно было бы естественным». Мир фильма «Скиф» столь же противоестественен, как зелёное солнце в бездарном романе того же жанра.

С чего начинается кино? С объявления места и времени действия: к примеру, Тмутараканское княжество. Сюжет фильма связан с получением князем во владение Чернигова. Поэтому можно точно опознать и время, когда происходят события. Это 1094 год, а князь, который в фильме остаётся безымянным, на самом деле имеет имя: Олег Святославич.

В значительной степени разгадывание таких загадок — «игра ума», потому что от Древней Руси, как и от истории Тмутаракани, в фильме не осталось ничего.

Так что скажу прямо: несмотря на то, что сюжет фильма бессвязен, я обещаю ничего не рассказывать о нём, обойдясь без спойлеров и оставив в обзоре лишь впечатления. Поверьте, этого будет достаточно.

Вместо русских в «Скифе» обитают какие-то сказочные варвары. Они, конечно, говорят по-русски, но ни один русский не признал бы этих странных людей за своих.

Одежда, доспехи и вооружение сказочных варваров являются продуктом затяжного наркотического трипа художника по костюмам.

«Эгей! Ответственные люди в МВД России! Вы слышите меня? Тут в Кинокомпании СТВ творческие люди явно злоупотребляют веществами, расширяющими сознание. Займитесь ими, пожалуйста, и все, кто ещё надеется на отечественное киноискусство, скажут вам спасибо»!

Отличительной особенностью варваров (выдающих себя за русских) является богатый макияж. У князя он аж золотой, охватывающий половину лица. Не отстают от трендов и женщины, которые наносят на лицо такую роспись, что во время крупных планов мне порой хотелось закрыть глаза.

Разумеется, строго соблюдаются традиции, заложенные в печально известном фильме «Викинг». Русские варвары ходят в сером, невзрачном, часто рваном рубище. Яркие ткани, золотые украшения, богатые меха — лишь изредка мелькают на экране, чтобы затем он вновь показал зрителю грязь и тлен. Про то, что средневековые одежды часто были роскошны, и обычай обязывал людей тратить на одеяния средства, показавшиеся бы нам сейчас непомерными, создателям фильма, похоже, ничего не известно. Почему художник по костюмам не удосужился прочитать ни одной работы, посвящённой этому периоду, непонятно.

Но где же живут русские (выдающие себя за варваров)? Вы угадали, если подумали, что живут они в грязных покосившихся избах. Действительно, где же ещё жить варварам? Когда на экране показывают боярскую усадьбу, мы видим несколько полуразвалившихся лачуг, в одной из которых живёт скромнейший человек: сам боярин с женой. Создатели фильма явно решили, что «я так вижу» — это отличный аргумент, который будет работать всегда. Они не потрудились ознакомиться с историческими трудами, где весьма детально, с привлечением археологических материалов, рассказывается о том, как выглядели боярские усадьбы в то время.

Я сам имел возможность наблюдать одну такую усадьбу. Она состояла из частокола на холме, внутри которого находилось прочное строение, спустя пару сотен лет превратившееся в характерный замковый донжон. Жить по-иному у бояр обычно не получалось. Время было суровое, сами понимаете. А несколько избушек, разбросанных посреди степи, никаким укреплённым пунктом по определению считаться не могут. Авторы фильма даже в каком-то странном озарении показывают порочность такой практики, отчего боярское сословие Тмутараканского княжества должно было вымереть на протяжении жизни одного поколения. Однако, бояре живут. Ничего не поделать — традиция!

А что окружает русские поселения? Ооо, тут-то мы встретим самое страшное.

Во-первых, вокруг Тмутаракани простираются характерные, легко узнаваемые, зловещие леса. Представили? Вот, это именно они! Как раз в таких, согласно штампам плохого фэнтези, должно происходить всякое. Разумеется, оно там происходит. В ужасных лесах живут ужасные люди. Как вскоре выясняется, — это тоже русские, но язычники, поклоняющиеся Велесу. При этом ужасные люди забыли свой язык и изъясняются на загадочном наречии, больше всего похожем на разговор мордорских орков. Понятно, да?

Обычные русские — это грязные варвары, а тут новый подвид — гнусные дикари.

Гнусные дикари носят шкуры и живут в условиях первобытнообщинного строя. Как они деградировали до этого состояния — решительно непонятно. Наверное, у них там был местный локальный фэнтезийный Fallout.

Во-вторых, в княжестве есть не только местные филиалы Лихолесья, куда в своё время забредал Бильбо Бэггинс во время своего путешествия «Туда и обратно». Там имеются ещё высо-о-окие горы с глубо-о-окими долинами. Тут мне стало понятно, что ни один человек, причастный к этому кино, никогда в глаза не видел физическую карту России и оттого не знает, что на Тамани и в Восточном Крыму нет и в обозримом (за Юрский период не скажу, не в курсе) времени не было гор. Лесов, впрочем, тоже особо никогда не было, тем более, таких зловещих. Там степь, в основном, и она чертовски ровная!

Кроме того, зритель быстро обнаруживает, что в Древней Руси живут… Да, совершенно верно. Скифы! Не зря же это слово стало названием фильма.
Тут надо немного остановиться и задуматься. Конец XI века. Русь. И, внезапно, скифы! Такую гениальную находку не часто встретишь даже у самых отвязных парней из мира искусства и, боюсь, здесь опять есть над чем задуматься серьёзным людям из МВД.

Скифы тоже пережили катаклизм (не зря же они обитают поблизости от гнусных дикарей) и забыли про свою цивилизацию, а ведь она достигала весьма высокого уровня, что признавали даже их соседи — греки, отличавшиеся немалой образованностью и редким скепсисом по отношению к варварам.

Но это у каких-то неправильных скифов были большие города.

У правильных скифов из нашего фильма есть шкуры и повозки с вигвамами, которые создатели фильма свистнули на киностудии из какого-то старого фильма про индейцев Великих равнин.

Там же был позаимствован и тотемный столб. «А чего добру пропадать, денежкам лучшее применение можно найти», — подумали создатели кино и решили не ограничивать себя ни в чём.

Не сработал ограничитель и в таком очень важном элементе творчества, как мораль. Увы, здесь всё совсем плохо. Русские в «Скифе» — народ предателей и убийц.

Нет, всё-таки придётся немного проспойлерить, так что, пожалуйста, не читайте этот абзац. Я пишу его просто для того, чтобы восстановить справедливость, и доля добра во вселенной стала чуть больше.

Осторожно, спойлер!

Итак, сын князя предаёт отца, отец убивает сына, на праздничном пиру устраивается резня, князь обманывает своего боярина, нарушив данное ему слово. Степняки, похожие на монголов, которые в это время жили далеко-далеко в Азии, оказываются ближайшими друзьями князя, и он ради них готов на всё. Русские же вместе со степняками в итоге жестоко убивают последних скифов, заканчивая на этом сию печальную историю. Нашу историю — такой, какой её хотят нам показать создатели фильма «Скиф».

«Грязь и кровь — вот ваше прошлое», — говорят они. И это особенно грустно.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...