Ричард Бест — герой Мидуэя и громкого «слива»?

Перед боем

По-английски «вest», как известно, «лучший». Но до мидуэйского сражения с японцами Ричард Хэлси Бест лучшим не был. Лейтенант-коммандер (капитан 3 ранга по-нашему) морской авиации, командир 6-й бомбардировочной эскадрильи авианосца «Энтерпрайз». Один из, ничем особо не примечательный.

Благодаря успеху американских дешифровщиков, перед предстоящим сражением с японцами адмиралы флота США знали цели противника, примерное время нападения и даже расположение японских ударных сил.

Военный совет у адмирала Честера Нимица

По замыслу командующего Тихоокеанским флотом США, адмирала Честера Нимица, авианосцы накануне сражения должны были выйти в Point Luck — условное место, находившееся в стороне от предполагаемого курса японской эскадры. Это позволило бы нанести врагу внезапный и сокрушительный удар со стороны, откуда японцы нападения не ждали.

На рассвете 4 июня 1942 года американская патрульная летающая лодка «Каталина» обнаружила японское соединение.

Информация, полученная дешифровщиками, подтвердилась.

Получив координаты противника, адмирал Нимиц отметил их на карте. А после сказал своему заместителю по разведке: «Вы ошиблись всего на пять миль, пять градусов и пять минут».

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

Этим заместителем был кэптен (капитан 1 ранга, впоследствии контр-адмирал) Эдвин Томас Лейтон, совершенно невоинственного вида офицер в круглых очках, знаток японского языка и кодов. Он и его лучший друг, руководитель команды криптографов, коммандер (капитан 2 ранга) Джозеф Джон Рочфорт, позволявший себе разгуливать по служебному кабинету в халате, шлёпанцах и с сигарой, сумели вскрыть шифры японцев, выложив их переписку Нимитцу с минимальным отставанием от реального времени. Авиационная разведка обнаружила японцев там и тогда, где и когда их появление было предсказано.

Теперь всё зависело от лётчиков, и их командиров.

И грянул бой

Против 248 самолётов, базировавшихся на четырёх японских авианосцах, у американцев имелось 233 палубных самолёта и ещё 127 машин на базе Мидуэй. Но проблемы управления и связи свели на нет численное преимущество…

К 10.20 японцы отразили большую часть смелых, но плохо скоординированных налётов, нанеся значительные потери атакующим американцам. Теперь для подъёма своих ударных самолётов японцам требовалось всего лишь несколько минут. Но у янки оставался последний козырь — подходившие к месту боя эскадрильи палубных пикировщиков.

Лейтенант-коммандер Кларенс «Уэйд» Маккласски вёл группы с авианосцев «Хорнет» и «Энтерпрайз», отдельно шли пикировщики Макса Лесли с «Йорктауна». Ричард Бест вёл свою бомбардировочную эскадрилью в группе Маккласски.

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

Воообще роль тех, кто атаковал японские авианосцы до подхода пикровщиков Маккласки, очень часто недооценивается. Возможно, в силу «эффекта неудачи». Последовательно разбивавшиеся о японский истребительный патруль и ПВО авианосного соединения эскадрильи пикировщики Хендерсона и Норриса (с острова Мидуэй, торпедоносцев Уолдрона, Линдси, Месси и авианосцев), казалось, не дали ничего, кроме прибавления счёта сбитых. Но так только казалось.

Эскадрилья Douglas SBD-3 над атоллом Мидуэй

Ещё при наборе высоты у Беста и ещё нескольких пилотов отказало кислородное оборудование, и их самолёты были вынуждены идти ниже остальных. Ближайшими к отряду Беста японскими авианосцами оказались «Акаги» и «Кага».

Подход пикировщиков на большой высоте прошёл незаметно для японцев. Их истребители ушли вниз для добивания американских торпедоносных эскадрилий.

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

И вот он, момент. «Зеро» ушли вниз. Там, внизу — торпедоносцы, такие вкусные и беззащитные. Пикировщики выходят на удар, как нападающий один на один с вратарём. Замах!

Маккласски выбрал своей целью ближайший авианосец (им оказался «Кага») и отдал аналогичный приказ командиру другой эскадрильи — лейтенант-коммандеру Эрлу Галлахеру.

Между тем, по действующим правилам ведущие эскадрильи должны были атаковать более отдалённую цель, которой являлся флагманский авианосец соединения — «Акаги». «Кагой» полагалось заняться эскадрильи, замыкающей строй.

Этой эскадрильей как раз и был отряд Ричарда Беста.

Бест доложил капитану Маккласски, что (согласно правилам) атакует ближайший авианосец. Из-за неисправности связи, лётчики не слышали друг друга. Они шли на одну и ту же цель…

Бест — значит лучший

Бест среагировал мгновенно. Чтобы не столкнуться с самолётами других эскадрилий, он прервал атаку и в пике бросил свою машину на второй авианосец противника.

Атака на «Акаги»

Вместе с ним в атаку на «Акаги» заходили ещё два SBD-3 из его эскадрильи (остальные машины его отряда по-прежнему пикировали на авианосец «Кага»).

У лётчиков было три бомбы, а значит всего три попытки попасть в японский корабль. Одна ударила в поверхность океана рядом с левым бортом «Акаги», окатив людей на его палубах потоками воды. Вторая разорвалась в районе центрального подъёмника. Несколько машин на верхней палубе загорелись.

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

Гол!

Третья 1000-фунтовая (454 кг) бомба, сброшенная одним из атакующих пикировщиков, попала в самую кромку полётной палубы, и её взрыв поджёг заправленные самолёты, снаряжавшиеся для атаки американских кораблей. Пожар начал распространяться и по верхней палубе, и в ангаре, не оставляя японцам шансов.

Бесту повезло дважды. Он не только удачно завершил атаку, но и сумел уйти от огня японских «Зеро», пытавшихся отомстить за гибель своих авианосцев (авианосцы «Кага» и «Сорю» после атаки пикировщиков тоже полыхали от носа до кормы).

Загрузив на борт очередную партию боеприпасов, лётчик снова повел эскадрилью в бой: добивать уцелевший японский авианосец — «Хирю».

Ричард Бест — третий слева в первом ряду

На свой корабль комэск вернулся последним, проконтролировав результаты нанесённого противнику удара. И сразу же попал в лазарет. Врачи категорически запретили Бесту летать, подозревая баротравму лёгкого.

Реальность оказалась ещё хуже. Неисправность кислородного аппарата в первом вылете обернулась туберкулезом. В 1944 году герой Мидуэя был уволен с военной службы «по медицинским показаниям».

Врачи не давали ему и 10 лет жизни с таким диагнозом.

Вторая жизнь, вторая война.

В реальности у Ричарда Беста получилось пожить дольше. Сначала он устроился на работу в «Douglas Aircraft Company», а затем стал менеджером службы безопасности в «RAND Corporation». Впрочем, слово «корпорация» было не очень точным. RAND был стратегическим исследовательским центром, выполнявшим заказы правительственных организаций.

И едва ли не самым громким скандалом с участием RAND стала утечка так называемых бумаг Пентагона. Это был сборник документов, посвящённых «индокитайскому вопросу». Проще говоря, решения правительства США, касающиеся войны во Вьетнаме.

Дэниэл Эллсберг на пресс-конференции

В 1971 году сотрудник RAND Дэниэл Эллсберг передал эти бумаги журналистам. По официальной версии, он тайно скопировал часть документов при увольнении.

По менее официальной, ему помог в этом кто-то из более высокопоставленных сотрудников. Например, из службы безопасности. В итоге документы опубликовали, и разразившийся скандал повлиял на вывод войск США из Вьетнама.

Впрочем, сам Ричард Бест так и не признал, что принимал в этом участие. До самой смерти в 2001 году.

Вот и понимай потом этих героев… Сначала он бомбит японские эскадры, а потом дискредитирует государство. Как бы то ни было, скандал с RAND ускорил окончание войны во Вьетнаме, а значит спас десятки тысяч жизней. Считать ли это очередным подвигом героя Мидуэя? Решать вам!

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий