Ад над Маасом: победа или поражение

Бросок через Арденны

В начале мая 1940 года англо-французское командование внимательно смотрело в сторону Бельгии, где шло грандиозное сражение между немецкими армиями и выдвинувшимися им навстречу силами союзников. Немцы явно ставили на решительный успех своего правого фланга. А поскольку со стороны Бельгии французскую границу не прикрывала линия укреплений, то немецкое наступление требовалось остановить как можно дальше от неё. Именно поэтому в Бельгию отправились и британцы, и части трёх французских армий, а также «кавалерийский» (на самом деле танковый) корпус генерала Приу.

Сообщениям о наступлении немцев на других участках на фоне бельгийских боёв особого внимания не уделяли.

Мало ли что почудится кавалерийским заслонам в Арденнах, где, по цивилизованным европейским понятиям, танки проехать вообще не смогут?

Впрочем, даже если немцы сумели бы пропихнуть через Арденны какие-то силы — что с того? Они просто упёрлись бы в широкую реку Маас, где мосты уже заминированы, а берега надёжно защищены пехотой в железобетонных дотах и многочисленной артиллерией. На всякий случай к Маасу направили ещё пару дивизий, но…

Немцы придумали «хитрый план»: протащили через Арденны не просто «какие-то силы», а танковую группу фон Клейста. По французским военным «законам физики», выйдя к водной преграде, они должны были остановиться и подтянуть артиллерию.

Танковая группа фон Клейста в Арденнах

Только вот у противника было своё понимание законов войны. Рассвет 13 мая начался для 55-й дивизии, оборонявшей берег под Седаном, с массированной бомбёжки. К полудню французы уже не могли помешать переправе немецких штурмовых групп. А в час ночи уже 14 мая немецкие сапёры закончили первый понтонный мост.

Что такое Седан, французы хорошо помнили ещё с франко-прусской войны 1870 года. С этого плацдарма немецкие танки могли двинуться и в тыл линии Мажино, и к морю (отрезая части в Бельгии), и прямо на Париж.

Сбросить любой ценой

Для ликвидации плацдарма генералы союзников срочно наимпровизировали два контрудара с участием более двух сотен танков. Но их изрядно нервировали сообщения о том, что немецкие танки на плацдарме размножаются, прямо как тараканы. «Прикрыть кран» должны были сталинские демократические «соколы». В основном английские.

Французов к этому моменту хватало только на красивые фразы.

Например, генерал Гастон Анри Густав Бийот (командующий 1-й группой армий и к тому же папа знаменитого танкиста Пьера Бийота) заявил, что по мостам через Маас проходит победа или поражение. А его коллега Марсель Тету, командующий всей тактической авиацией союзников, приказал: «Сосредоточьте все усилия на Седане! Приоритет — сто тысяч к одному!»

В долину смерти поскакали шесть сотен…

В первой волне к мостам отправились 19 одномоторных бомбардировщиков Fairey Battle (пять из 12-й эскадрильи, девять из 142-й и шесть из 226-й). Немцы значение переправ тоже представляли великолепно: к реке стянули зенитную артиллерию трёх танковых дивизий корпуса Гудериана — более трёх сотен орудий от 20-мм до 88-мм. Воздушное прикрытие обеспечили две истребительные эскадры люфтваффе.

Fairey Battle в полёте

Итог первого раунда — одиннадцать «бэттлов» сбили, восемь вернулись.

Во второй волне самолётов стало больше. Одиннадцать «бэттлов» из 105-й эскадрильи, четыре из 150-й. Кроме того, к ним добавились двухмоторные «Бристоль Бленхейм» — два из 114-й и шесть из 139-й эскадрильи. Больше самолётов — больше потерь. В этот раз на родные аэродромы не вернулись десять «бэттлов» и пять «бленхеймов».

Третью волну опять составили одномоторные «бэттлы» — десять из 88-й, восемь из 103-й и семь из 218-й эскадрильи. К этому моменту немцы подустали, так что потери были чуть поменьше: девять сбитых «харрикейнов», пытавшихся прикрыть свои бомберы, тоже порвали на британский флаг… За 14 мая британцы потеряли над переправами 24 истребителя.

Из британских лётчиков, отправившихся на задание, не вернулся каждый второй.

Французские истребители, пытавшиеся прикрыть своих и англичан, потеряли 21 машину. Бомбардировщиков, правда, не досчитались всего восемь — из-за тяжёлых потерь в предыдущие дни самолётов у бомберских авиагрупп осталось немного. Да и вообще к началу войны французская авиация представляла собой нечто среднее между музеем и бардаком, что сказалось на результате. Кто не верит — читайте Экзюпери.

Британцы же были людьми упрямыми: 15 мая к переправам через Маас пошли ещё 30 «бленхеймов» под прикрытием оставшихся «харрикейнов». Два мотора лучше, чем один — сбить в этот раз немцы сумели семь машин; ну и к тому же асы из JG53 записали себе два «харри». У лётчиков союзников эти налёты получили название Hell along the Meuse — «ад над Маасом».

Немецкий танк Pz.Kpfw. IV во время переправы через реку Маас в районе французского города Седан

Но успешно переправившиеся немецкие танковые дивизии взломали фронт, и очень скоро прорыв было уже не остановить…

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий